Фанера как лицо ГАИ

Фанера как лицо ГАИ

Когда исчез Вася, я огорчился. Васей называли фанерное чучело автоинспектора, стоявшее на обочине в подмосковных Люберцах. По утрам, когда спешил на работу, он одним своим видом приводил в чувство: водитель, не гони... Я притормаживал.

А потом гаишники умилили до слез. Многократно повторенный телесюжет из Татарстана (сенсация!) рассказал, как несколько инспекторов отвергли взятки от провинившихся водителей и начальство наградило стоиков деньгами, а одному, не павшему перед соблазном в виде иномарки, отвалили аж сто тыщ!.. Но ведь пример заразителен. Уже вижу, как, чеканя шаг, повзводно, под транспарантами «Долой мзду!» движется за премиями армада дорожно-постовой службы. Подтягиваются служивые райотделов: «Не будем лупить гастарбайтеров – и нам премию даешь!». Почин обретает размах: «Мы по три раза не нахамили!» – надрываются работницы химчисток. Под окнами райздрава хирурги скандируют доморощенные вирши: «Скальпель не забыл в брюшине – вот для премии причина»…

Но почто, собственно, ерничаю? Зря, наверное, обижаю милицейских из Татарстана. Допекла их дурная слава, вот и попытались – пусть неуклюже, но как могли – отряхнуть мундир от скверны...

Читатель, может, заподозрил, что сейчас автор примется увещевать личный состав ГИБДД стать на путь праведный? Хотя бы за премиальные? Как же, вот сей секунд все разом как покаются!.. Эти строки адресованы главным образом одному читателю – министру внутренних дел. Больше обращаться уж и не к кому – не к Самому же... Читателей призываю в свидетели: слово сказано, нельзя не услышать. А слово такое: бросьте, командиры, прятаться за лукавое – мол, кабы эти нарушители взятками не искушали, то инспекторы ни в жизнь их не брали. Все как раз наоборот: автоинспекторы-то взятки и провоцируют.

...Есть в Подмосковье трасса, вдоль которой распласталась птицефабрика. Кто мимо проезжал, подтвердит, что смрад помета на отрезке около километра просто-таки удушает. Пока тут проскочишь, самому не потерять бы сознание, а если везешь ребенка?.. И водитель поспешает – благо дорога в несколько полос, освещена, хорошо просматривается... А птицефабрика – в пределах населенного пункта. Кто нас ждет сразу за «зоной поражения»? И пошла на обочине игра «я знаю, что ты знаешь, что я знаю...». Маэстро радара наблюдает по глазам слушателя душевные муки: «Чего кочевряжиться? Штраф все равно платить, так проще «дать» – и свободен...»

Отъедет водитель, в сердцах обзовет инспектора по-всякому. Потом ухмыльнется фантазии: гаишник сместился в центр зоны пометной вони, выставил напоказ «люстры» патрульного автомобиля, и рулевые, задержав дыхание, уже не смеют газовать... А окончательно уняв гадливость к «благородному разбойнику», да и к себе тоже (противно вступать в нечистую сделку), водитель вспомнит, что тысячу раз говорено: из блюстителя в держиморду дорожного закона инспектора обратила система – милиционера опустили до уровня полового из ямщицкого кабака. Человеку из обслуги хозяин кладет минимум – в расчете на разумеющиеся во все времена чаевые. Для автоинспектора с его копеечным довольствием «чаевые» тоже разумеются? Так, господин министр? Кем разумеются? Ответьте, генерал! Вслух.

(Вот тут хоть зови психиатра: у заложников после пребывания в неволе возникает немотивированное сочувствие к угнетателю. Жалость к инспектору – тот же диагноз?)

«А вы не давайте», – отрежет генерал. А я и не даю. Только статистика от геройства моего и сотрудников из Татарстана лучше не становится. По данным исследований международной организации Transparency International, взятки – всякие и всяким – всучают примерно 17% россиян (для сравнения: в западных странах – 1–2%), а по версии фонда ИНДЕМ – в несколько раз (!) больше. Когда же писал эти строки, узнал из СМИ, что взятки автоинспекторам участились. По уровню коррумпированности мы, Россия, где-то в середине второй сотни стран мира (не будем обманываться: в верхних строках рейтинга наиболее благополучные, а не наоборот). Среди общественных институтов в лидерах – милиция, а самый весомый вклад в это «достижение» вносит... Не нужно быть провидцем, чтобы угадать очевидное: автоинспекция.

Для вас это новость, господин министр? А может, слышали, в том самом рейтинге поднялся выше нас один из мировых «авторитетов» – Китай. Догадываюсь, за счет чего: там расстреливают где-то по сотне взяточников в год... Я ни на что не намекаю. Но и недоумеваю, когда Госдума всерьез рассматривает предложения увеличить штрафы за нарушение Правил. Вы тоже считаете, это приблизит торжество порядка на дорогах? А вот водители уверены, что эта мера – повышение ставок приработка для дорожных соглядатаев. (Не завидую гаишным премиальным фондам Татарстана.) Ладно, КоАПом прищучат водителей. А другую «высокую договаривающуюся сторону» – чем?

Ясно же, чтобы исключить сами ситуации, в которых возникают взятки, нужно развести водителей и инспекторов... И словно слышу ваш ответ – о высокой цене вопроса, что не хватает на то, чтобы повсеместно ввести видеонаблюдение. А еще, что госбюджет не резиновый, у державы есть первоочередные задачи – проложить нефтетрубу по дну Балтики, оснастить армию шестым поколением ракет, поднять старикам пенсии, простимулировать рождаемость... Водители понимают.

Но когда настанет их черед, да и в очереди ли 33 миллиона водителей? Не меньше четверти населения страны потенциально вовлечено – настаиваю на этом – в коррупционные отношения. Смысл существования ДПС чем дальше, тем больше извращается: все чаще инспекторы опасность не предупреждают, а наблюдают, как она возникает, позволяют нарушениям свершиться – чтобы виновника подловить и «снять» с него. И ничего другого! Читатели приводят множество тому примеров. Вот хотя бы...

Гражданин встретился с деловым партнером в загородном ресторанчике. Стояла жара, не сдержался – махнул полстакана холодного пива, надеялся, за час разговора да под сытную еду запах уляжется. Спору нет, погорячился, был не прав... А сел за руль – метров через двести его поджидали, не церемонясь, практически прямым текстом «сняли» все максимальные для такого случая «мроты». И отпустили. А дальше – трава не расти? Хоть в столб врежься, хоть в троллейбусную остановку?.. Отъехал гражданин, стал наблюдать: инспекторы тормозили те авто, что выезжали со стоянки ресторанчика. Сотрудники редакции проверили: все так и есть.

Признаться, генерал, пишу все это и неловко перед теми парнями из ДПС, которые лезут под пули, изымают наркоту, сутками сидят в засадах. Выходит, я всех – под одну гребенку. Совестно перед просто нормальными мужиками из Госавтоинспекции – встречал таких.

Давно было, лет двадцать назад столкнулся с одним майором. На перекрестке я повернул направо, когда меня обогнал «жигуль», палка из окошка повелела остановиться. «С чего бы? – гадаю. – Ведь стартовал на зеленую стрелку, поворотник включил...». Майор спросил: «Деньги есть?» «Ну, – думаю, – началось! Хочет отнять трешник. Покажу я тебе деньги!» – и вынул горсть мелочи. Майор ткнул пальцем в 15-копеечную монету: «Пятьсот метров вперед, первый поворот направо, магазин «Запчасти». Купи лампочку для поворотника, вставь в правый – а то перегорела». И укатил.

Столько лет грели воспоминания об этом человеке – он держал в моих глазах авторитет ГАИ. А теперь вот фанерному Васе был бы рад.

Бросьте, командиры, прятаться за лукавое – мол, кабы эти нарушители взятками не искушали, то инспекторы ни в жизнь их не брали. Все как раз наоборот: автоинспекторы-то взятки и провоцируют.

По уровню коррумпированности мы, Россия, где-то в середине второй сотни стран мира (не будем обманываться: в верхних строках рейтинга наиболее благополучные, а не наоборот). Среди общественных институтов в лидерах – милиция, а самый весомый вклад в это «достижение» вносит... Верно, автоинспекция.

Подпишитесь на «За рулем» в