За рамками формул
Впрочем, в Европе представлять «Тоталь» нет нужды. Во Франции подавляющее число заправок окрашено именно в цвета этой компании, что совсем не удивительно: на родине она – лидер рынка. В объемах мировой переработки и производства нефтепродуктов «Тоталь» удерживает четвертую позицию. Кроме того, «Тоталь» – официальный спонсор формульной команды «Рено» (марка «Эльф») и раллийной «Ситроен». Потому возможность посетить научный центр и завод «Тоталь» оказалась весьма заманчивой.
В целях безопасности тут нельзя пользоваться мобильными телефонами и щелкать затворами фотоаппаратов, хотя сокровенные секреты качества и так не подлежат огласке. Но основные принципы понятны: это тесное сотрудничество с автомобильными компаниями, в том числе и на стадии разработки новых моделей. В результате вместе с новыми, более совершенными двигателями рождаются столь же современные масла и смазки.
Вообще тут работают и на автомобильную промышленность, и на гоночную индустрию. Задачи при этом принципиально разные: если спортивным моторам отмерен ограниченный, но очень напряженный срок службы, то серийные двигатели, работающие в более спокойном режиме, должны иметь длительный ресурс. Потому на провокационный вопрос, можно ли использовать «рекордное» масло для улучшения характеристик обычного мотора, здесь с улыбкой отвечают «нет»: качество сопрягаемых деталей, режим работы и конструкция системы смазки заметно разнятся. Так какую же выгоду приносит участие в чемпионатах мира, если к продуктам предъявляются такие разные требования?
В действительности часть наработок все-таки находит применение и в «гражданских» маслах – технологии-то совершенствуются. Для компании же присутствие в гонках – сродни испытанию на прочность, которое дает возможность найти перспективные решения. И, что немаловажно, в очередной раз напомнить о своих достижениях: когда болид с фирменным логотипом первым пересекает финишную линию, это хороший маркетинговый ход.
В самих лабораториях немало интересного. Здесь разрабатывают и проверяют масла и смазки с учетом всех общих стандартов и индивидуальных требований конкретных автопроизводителей. Кроме того, некоторые формальные тесты, например проверка трибологических свойств на четырехшариковой машине, не отражают реальных условий. Поэтому в Солезе существует множество альтернативных стендов, которые моделируют нагрузки. В том числе и моторы, по состоянию которых можно оценить эффективность новых разработок. Так что гонки гонками, а серийным маслам здесь уделяют не меньше внимания.
Завод по производству масел, расположенный в Руане, впечатляет еще больше. Тут, кстати, тоже есть лаборатории – в них проверяют серийные масла на соответствие стандартам. Хотя, при необходимости, оборудование позволило бы провести и исследовательские работы.
Вид автоматизированной фасовочной линии завораживает. Проследить последовательность операций кажется просто невозможным, но все подчинено одной цели: точно в срок произвести нужное количество определенного сорта масла, которое своевременно отгрузят со склада. Система находится под управлением компьютера, в который вводятся данные об объемах и сроках производства. Теоретически, если произойдет сбой, то остановится вся линия, но такого не было еще ни разу.
Кое-где во Франции еще остались заправки с логотипами «Эльф» – после слияния компаний не все успели сменить бренд на «Toталь». Но качество и ассортимент как топлива, так и смазочных материалов на них одинаковые. А вот в Россию «Тоталь» пришел совсем недавно, и сети фирменных АЗС у нас не существует. Зато появилась возможность выбирать между этими марками масел: «Toталь» позиционируется как более доступное, «Эльф» – как элитное. Вопрос лишь в том, насколько российские автовладельцы склонны доверять маркам, которые до недавнего времени появлялись на экранах телевизоров только при трансляциях формулы 1 и раллийного чемпионата мира.