Три кита моторостроения
Напомним, что моторесурс отечественного автомобиля, особенно с малолитражным мотором, составляет 120-140 тысяч км., которые реально «набегаются» всего за 3-4 года «обкатки».
Ближе к 80-100 тысячам ДВС теряет мощность, а такие неприятные вещи, как расход ГСМ, дымность и токсичность выхлопа, ощутимо повышаются. Если же учесть наше исконное пыльное бездорожье да типичное разгильдяйство при сборке отечественных автомобилей, то и эти цифры можно смело уменьшать.
На сегодня самыми совершенными считаются «сухие» прямоточные фильтры с гофрированной шторкой из микропористой бумаги или картона. Однако они хорошо улавливают загрязнения при наработке до 200-300 часов, а далее следуют разнообразные неприятные моменты, о чем говорят протоколы испытаний ГОСНИТИ и РВАИ (Рязанского военного автомобильного института). Понятно, что опытные водители и без того знают: фильтры надо менять примерно раз в месяц, что и составляет 250 моточасов. А для этого нужно тратить более 1000 рублей в год – для легковушки, а для грузовика, соответственно, - 3000. Иначе скупой заплатит даже не дважды, а не в пример больше: за капремонт ДВС и перерасход топлива.
Основной мусор в ДВС идет через воздушник. На кафедре двигателей РВАИ изобретатель Николай Леонидович Егин совместно с коллегой Татарновым разработали электростатический воздухоочиститель на основе УВС, в котором вся пыль не только собирается из воздуха, но и автоматически удаляется эжектором. По результатам тестов износ деталей ДВС снизился в 4 раза. Кроме того, озон, получаемый в фильтре (его так и назвали - «Озон-6», по количеству заложенных в нем патентов), заметно улучшал запуск холодного ДВС и сгорание смеси, что экономило до 20% топлива. Эти фильтры успешно испытаны на легковых, грузовых и сельхозмашинах, причем их конструкция мало чем отличалась от штатных.
Следующий момент: ясно, что на работу фильтров ГСМ прямо влияет класс чистоты заправляемого топлива и масла. Сейчас на АЗС допускается 17-й класс – когда масса загрязнения не более 0,063%, а частицы имеют размер от 100 до 200 мкм. Но в отдельных местах встречается ГСМ аж 22 класса! Ущерб от такой «махровой» грязи может превысить даже абразивный износ ДВС от воздушной пыли. Поэтому Егин сотоварищи разработал, изготовил и протестировал статический регенератор топлива «Старт-2» и регенератор масла с лукавым именем «Рэмбо-2». Там тоже присутствует УВС-технология.
Точно так же, как в воздушных фильтрах, здесь электростатика работает в 4-5 раз лучше по сравнению с пористым картоном. Грязь (все фракции!) втягивается в небольшую кассету с углеродистыми волокнами, похожую на чернильницу-непроливашку, и запирается там надежно. Даже самое безумное бездорожье не способно вытрясти оттуда мусор и испортить масло или топливо.
Для «Старта» и «Рэмбо» Егин использовал штатные корпуса фильтров для солярки, бензина или масла, лишь доработанные кассетой и клеммой питания от катушки или от отдельного блока. Испытания показали, что оба изобретения выдерживают до 3000 моточасов без снижения пропускной способности – в 8 раз эффективнее, нежели «сухие» фильтры!
Пошли дальше. Цена УВС в сопоставлении с требуемым количеством картона и капрона меньше примерно на порядок. Кроме того, для электропитания всех трех фильтров Егина достаточно источника малой мощности, ибо, несмотря на высоковольтное напряжение, его ток практически стремится к нулю.
Итак, если даже грубо подсчитать возможную пользу от вышеперечисленных новаций, получится, что жизнь автомобилю можно продлить не менее чем в 3 раза. Это не считая экономии денег и времени.
Ну что, будем вкладывать средства в нашу российскую науку/технику?..
Фото Николая СИНИЦЫНА