«Смарт» оправдывает имя
Smart означает умный. И если раньше это относилось скорее к водителям, решившим с помощью малютки проблемы с парковкой, то теперь «умным» впору назвать и сам автомобильчик. Ведь с появлением в нем самого маленького серийного дизеля с впрыском «коммон рейл» «Смарт» стал и самым экономичным. При среднем расходе топлива 3,3 л/100 км он пробегает от заправки до заправки 1000 километров!
Такого результата удалось добиться благодаря сразу нескольким изменениям в моторе прежнего поколения. Прежде всего, давление впрыска подняли с 1350 до 1600 бар, количество отверстий в форсунке увеличили до семи, в некоторых режимах до 60% выхлопных газов теперь возвращается в камеру сгорания. Сам впрыск – многофазный, что снижает уровень шума.
Удалось на 10% повысить мощность. Помог крошечный турбокомпрессор, насосное колесо которого всего 33 мм в диаметре, но вращается со скоростью 280 000 об/мин.
Однако бензиновые собратья не сдаются и тоже «поумнели». Для начала они обзавелись стартер-генератором с ременным приводом STARS 137 фирмы Valeo и стали выключать мотор на каждой остановке, которые в городе происходят в среднем через 1300 м. Это сберегло 0,4 л бензина на каждой сотне километров. Пускается же двигатель сразу, как только водитель отпускает тормоз. Стартер-генератор отдает либо крутящий момент 42 Н.м, либо ток 120 А в зависимости от режима работы. А режимами этими заправляет специальный контроллер, связанный с остальными системами цифровой шиной данных. Он настолько «умен», что выключает двигатель еще до полной остановки автомобиля, когда скорость падает до 8 км/ч при нажатой педали тормоза.
Интересно, что уже испытывается и настоящий гибрид на базе дизельного «Смарта», способный запасать энергию при торможении и оснащенный дополнительным тяговым электромотором мощностью 27 л.с. При такой силовой установке удалось снизить средний расход топлива до 2,9 л/100 км, а время разгона до сотни – на 4 с!