Голосуем за камни!
Гонку эту, родившуюся два года назад и ставшую этапом чемпионата страны, задумал и построил Сергей Успенский. Трасса ралли «Выборг» многим не нравилась – слишком много камней и колдобин, как следствие, обилие сходов. А спецучасток «Топольки» внушал уважение длиной: 30 км – уникум для наших ралли, где вся суммарная боевая дистанция обычно 120–130 км.
Однако «Выборг» весьма высоко оценили иностранные специалисты, в том числе за удачное расположение близ финской границы и международных путей сообщения. И в этом сезоне включили в календарь первого розыгрыша IRC – Intercontinental Rally Challenge. Турнир в каком-то смысле альтернативный чемпионату мира WRC, создатели называют его новаторским по принципу организации: соглашения об участии заключаются не с экипажами и командами, а с производителями. А создан специально «под» машины современного класса Super2000 (к ним приравниваются полноприводные «лансеры» и «импрезы» группы N). По слухам, в 2012 году ФИА в приказном порядке закончит эпоху WRC («уорлд ралли каров»), а на смену им придет как раз такая техника. Но пока заводам дали время хорошенько подумать и подготовиться.
В рамках IRC оказалось очень удобно «думать» – расходы на участие не так велики, как в чемпионате мира, а рекламная отдача достаточно хороша! Потому и заинтересовались новой серией ФИАТ (в лице подразделения «Абарт»), «Фольксваген», «Пежо», «Ситроен», «Хонда» и «Мицубиси». Не все еще активно включились в борьбу, и пока IRC массовостью не поражает. Избалованных звездными гонками европейцев – нет, а вот нас…
Шутка ли, на старт ралли «Россия» (попутно – пятого этапа национального чемпионата) вышли пять полузаводских команд, представляющих интересы четырех фирм. И в их составе – три чемпиона Европы разных лет, бывший пилот заводской команды «Ситроена» Даниэль Сола и очередной летающий финн Антон Ален – сын легендарного Маркку Алена! В сумме 13 зарубежных экипажей. Чудеса, да и только.
Но главные чудеса начались, когда гонку возглавил 16-летний лидер чемпионата страны Евгений Новиков. Правда, он оказался единственным, кто был в состоянии сражаться с иностранцами на равных. И продержался впереди недолго. После пресловутых «Топольков», где Женя показал второе время и уступил четыре секунды Антону Алену, из разбитого картера «Импрезы» вытекло масло. Впрочем, думается, на иностранных менеджеров Новиков успел произвести должное впечатление.
Кое-кто из россиян тоже ехал довольно резво. Однако действующий чемпион Александр Желудов перевернулся, опытнейший Андрей Жигунов слишком часто менял пробитые колеса, а Евгения Вертунова тормозили проблемы с подачей топлива. Тем не менее 23-летний Вертунов стал лучшим из россиян на финише – пятое место, с безрадостным отставанием в пять минут от победителя.
Антон Ален, выступающий за «ФИАТ-Абарт», тоже, кстати, совсем молодой парень – ему 22. В IRC это его первая победа, а лидирует после четырех этапов экс-чемпион Европы итальянец Андреа Наварра, на таком же «Гранде Пунто S2000» – здесь он финишировал четвертым. В условном переднеприводном зачете ралли «Россия» выиграл еще один экс-чемпион Старого Света, француз Симон Жан-Жозеф за рулем «Ситроена-С2».
Иностранцы, кстати, никакой особой зловредности в каменистой трассе не усмотрели. Третий призер гонки, Николя Вуйо («Пежо-207 S2000», команда «Пежо Испания PRA») заявил, что получил огромное удовольствие: «Интересный маршрут, неплохая организация. Жаль, не успел тщательно изучить трассу. Дорога была мне совершенно незнакома, а ведь это удивительная местность, полная неожиданностей. В их числе камни – которые словно вырастают из земли в ходе самой гонки». Подумать только, звездам европейского ралли нравятся камни! А мы-то боялись, что выборгские дороги гостей напугают. Да и вообще всегда считали, что в России нет нормальных раллийных трасс.