Пляска от бюджета
Формула 3 и «Супертуризм» в России вымерли. Формула 3, некогда общеевропейская, уцелела только в виде Евросерии и чемпионатов наиболее благополучных стран. Понятия «Супертуризм» уже вообще в помине нет. Общая мировая тенденция – упрощение гоночной техники и удешевление гонок, прежде всего, национального масштаба. Выход на наши трассы экзотического вида спайдеров не должен обманывать: «Лада-Революшн» – далеко не передовая конструкция, утилитарный спортпрототип со скромным двигателем, созданный в строгих бюджетных рамках. Да и тот оказался слишком дорог!
Современные и мощные автомобили обитают нынче в классе «Туринг» серии RTCC (Russian Touring Championship). Но и «Туринг», похоже, становится не по карману – расходы на содержание постепенно растут. На этапах в Мячкове в этом году набирается по семь-восемь машин. Еще несколько штук российские пилоты задействуют в разных зарубежных турнирах – в Голландии, Германии и отдельных гонках чемпионата мира WTCC. Вынужденный шаг, поскольку никому не нравится выступать на одной лишь трассе в Мячкове.
Чтобы зрелище не отпугнуло зрителя, «Туринг» пускают в одном флаконе с «Супер-Продакшн» – теми же 2-литровыми машинами более простого уровня подготовки. Приятная глазу массовость, благо в «Супере» еще десяток пилотов. Но общее состояние российского «Туринга» настораживает не только из-за малой численности. Лидеры «Супер-Продакшн» вполне держат темп лидеров «Туринга», чего в теории быть не должно.
Так, победитель третьего этапа RTCC в «Супер-Продакшн» Алексей Басов в первом субботнем заезде уступил победителю в «Туринге» Александру Львову всего двадцать секунд, в воскресенье – чуть больше, обогнав почти всех остальных представителей «Туринга». Басов после трех побед кряду единоличный лидер в «Супер-Продакшн». А у Львова практически нет равных соперников в «Туринге».
Самый ударный и популярный сегодня в российском «кольце», конечно же, «Туринг-Лайт». Тридцать машин в заезде – впечатляет! Это отнюдь не самые заряженные автомобили (разрешенный «чип-тюнинг» позволяет выжать из моторов около 150 л.с.), из недорогой ценовой ниши – малыши «Поло», «ситроены-С2» и «Саксо», «Фиеста» и примкнувшее к ним детище АВТОВАЗа. Но спортсменам они пришлись по душе и по карману!
«Калинам» предоставили некоторые технические послабления – прежде всего, в части подготовки двигателей, которые в серийном виде уступают зарубежным аналогам в мощности при равном объеме. После третьего этапа RTCC появились сомнения – а надо ли было? Гонка завершилась триумфом тольяттинских пилотов – Сергей Нуждин и Алексей Груздев заняли два первых места. И хотя это их первый подиум в сезоне, владельцам иномарок теперь будет чудиться несправедливость.
В турнирной таблице, впрочем, изменений немного. Лучший из тольяттинцев – Нуждин – по сумме этапов лишь на пятом месте. А впереди одержавший две победы экс-чемпион Александр Сотников, который, кстати, упорно продолжает выступать на стареньком «Саксо» потому, что эта машина хорошо сочетается с его стилем езды. Вторым держится «лукойловец» Аркадий Павловский («Форд-Фиеста»), третьим – один из самых юных участников RTCC, 19-летний Михаил Тягунов («Фольксаген-Поло»).
Класс «Национальный» – дешевле не бывает! Все пилоты стартуют на одинаковых, почти серийных ВАЗ-2112-37. Однако его перспектива – плавное вымирание, так как «десятое» семейство скоро уберут с конвейера. Замена может прийти в виде «Калины» – при условии, что завод продолжит штучный выпуск спортивной модификации. Судя по тому, что фирменная серия НГСА в этом году не состоялась, большой заинтересованности у АВТОВАЗа нет. Кто еще может занять вакансию самого бюджетного кольцевого класса? Среди желающих – «Рено-Логан», что и актуально, и логично с учетом ситуации на внутреннем рынке. И – недорого!