Национальные идеи

Национальные идеи

ВДОГОНКУ ЗА ЕВРОПОЙ

Задумывая реформы, Российская автомобильная федерация (РАФ) преследовала благие намерения. Автокросс и ралли-кросс были на подъеме, разговоры шли о том, чтобы, приблизив наш технический регламент к европейскому, прорубить окно в страны СНГ и Балтии. Но гладко вышло лишь на бумаге.

Паддок чемпионата катастрофически опустел. Для многих пилотов подготовка машин по новым техническим требованиям оказалась непосильной. Три-четыре десятка машин в заявочном листе класса «восьмерок»? Забудьте! Удача, если хотя бы дюжина! Еще хуже дела в багги-1600. Четыре счастливых обладателя машин с зарубежными моторами сразу оказались непобедимы, и все их соперники сложили оружие. В этом году у баггистов состоялся всего один этап чемпионата России в Дмитрове, где едва наскребли десять участников. Такого уныния в кроссе еще не бывало.

Не все гладко и у организаторов. Сообщения об отменах и переносах сыпались всю весну: не состоялась гонка в Пензе, отменили этап чемпионата в Тольятти, реконструируют трассу в Казани, закрыт автодром в Смоленске. А каждая потерянная гонка или трасса – удар по спортсменам, лишенным возможности тренироваться и настраивать технику перед… международными стартами, на которые, впрочем, россияне как-то совсем и не выходят.

НАРОДНЫЕ ГОНКИ

Несмотря на уйму минусов, есть и плюсы. И тут Россия действительно шагает в ногу с Европой, где автокросс, в первую очередь, спорт любительский. Пока в «европейских» дивизионах спортсмены сбиваются с ног в поисках денег, ожили классы национальные. Рецепт успеха прост – дешевые машины.

В Кубке России в Дивизионе 2Н, где главный спортивный снаряд – ВАЗ-21083 с жесткими ограничениями по объему мотора (1,5 л) и подготовке двигателя, трансмиссии и подвески, зачетные очки получили около 40 спортсменов! Отличная альтернатива чемпионату – в Д2Н потянулись гонщики из Рязани, Саратова, Н. Новгорода, Курска, Липецка, Твери, Воронежа, Арзамаса, Йошкар-Олы.

Более того, возродился совсем уж забытый национальный класс – заднеприводные ВАЗы! Из гаражей выкатили старые, но еще бодрые «копейки», «шестерки» и «семерки». Не отстает и баггийная группа Д3-«Спринт» (привод на заднюю ось, мотор до 1,3 л). Популярности бюджетного класса позавидуешь – где еще собирается до тридцати машин на гонку!

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Отдельная песня – о грузовом автокроссе, которого, как известно, нет больше нигде в мире. Уж его душили-душили, а он все жив! Медали чемпионата теперь здесь не разыгрывают. Только Кубок России – непомерно дорогой (аж девять этапов!), а грузовики никак не сдаются. Полной стартовой решеткой в 10 машин радуют не только ЗИЛ и ГАЗ-53, но и ГАЗ-51, 52, снятые с производства невесть когда.

Конечно, тяжеловесам нелегко – спонсоров привлекать трудно. И главная статья расходов здесь даже не подготовка машин, а переезды с гонки на гонку, иной раз по три-четыре тысячи километров. Вариант сокращения расходов – отборочные серии для Западной и Восточной зон страны, с общим финалом по осени. Но РАФ предпочитает гонять спортсменов во все концы.

У любого спорта нет перспектив без преемственности поколений. И здесь ситуация тоже меняется к лучшему – сформирована стройная гоночная лестница. Дошколята, начинающие обучение с мини-багги, получили возможность продолжить образование в карт-кроссе (багги с моторами до 200 смз), а после перейти в «Ока-Юниор» или в багги Д3/4, где узаконили применение мотора от «Оки» взамен утратившим актуальность запорожским двигателям.

Национальные классы отлично держатся, и, думается, именно за ними будущее. Самые разные зачетные группы – это хорошо, и каждый может выбрать себе серию по кошельку и по душе. И ничего, что 500-сильных полноприводных монстров наш зритель не увидит. Мощность не главное – было бы шоу, а гонки лучше всего смотрятся, когда машин на старте много.

Подпишитесь на «За рулем» в