Синяя птица летит без мостов

Синяя птица летит без мостов

Мощности подземных «кочегарок» достаточно, чтобы осветить и обогреть всю Камчатку. Но условия работы и строительства в тех местах таковы, что приходится очень много вложить, чтобы взять это бесплатное тепло.

Первая небольшая Верхне-Мутновская электростанция на этом месторождении парогидротерм уже 3 года выдает 9 мегаватт в единую энергосистему юга Камчатки. Сейчас идет строительство большой Мутновской ГеоТЭС, мощностью до 50 мегаватт. Причем работы по эксплуатации действующей и строительству новой станции ведутся круглогодично. Даже зимой, когда толщина снежного покрова на плато достигает 6 метров, сюда идут машины с людьми. Метод работы вахтовый: 15 через 15. Раньше смену доставляли вертолетами, но час его работы слишком дорого стоит. Поэтому вот уже три года сюда гоняют «Синюю птицу».

Меня посадили в кабину, а водителю велели ничего не скрывать от своего «пассажира»... Оставив позади асфальт пригорода и грунтовку в речной долине, мы начинаем затяжной подъем. Условная дорога, петляя, как змея, поднимается на сопку. То справа, то слева появляются седые головы вулканов. Смотришь на все это с перевала высотой полторы тысячи метров, и дух захватывает от красоты и величия первозданного мира. Вот с этого поворота, рассказывают, любят бросаться вниз дельтапланеристы. А водителю нашего вездехода ЗИЛ-4972 Ивану Пастухову дорога памятна не только своей красотой.

В АО «Геотерм» эта машина появилась три года назад. Покорила всех своей оригинальной конструкцией, высокой проходимостью. Ее прозвали "Синей птицей". Может за цвет, может за высоту полета, а может и по ассоциации с популярной на Камчатке иномаркой «Nissan - Bluebird». Купили ее в городе Правдинск Нижегородской губернии, в АО «Вездеход», где выпускаются автомобили повышенной проходимости.

- Машина действительно уникальная, - говорит Пастухов. При весе 10 тонн за три года эксплуатации в сложных горных условиях она ни разу не забуксовала. Передача усилия от 200-сильного американского дизеля «Caterpillar» на шесть колес идет через редукторы. То есть на машине нет мостов. Передние и задние колеса управляемые, что добавляет маневренности.

На крутом подъеме двигатель «Синей птицы» работает без напряжения, будто машина идет не по крутым серпантинам, а по ровной дороге. На высокогорном плато работают бульдозеры и экскаватор. Они очищают от снега опасный участок дороги. Хотя внизу, в долине, уже зелень и море цветов, здесь - глубокие снега. Лето в здешних местах очень короткое, полтора-два месяца. Снег сходит только в августе (да и то - не везде), а в сентябре выпадает вновь. Поэтому на перевале бульдозеры работают круглый год, и у трактористов тоже вахтовый метод.

Когда наконец добрались до верха, Пастухов передал по рации: «Синяя птица» поднялась на перевал». Из диспетчерской ответили: «Добро. Продолжайте движение, счастливого пути».

По ту сторону перевала дорога, едва заметная на слепящем снегу, круто обрывается вниз. Осторожно спускаемся на каменистое плато, откуда до Мутновки уже рукой подать - какие-то 10 километров.

- Однажды зимой, - рассказывает Пастухов, - возвращаюсь с Мутновки. В салоне, как обычно, люди, в кабине тепло, я в тапочках сижу, а за окнами мороз до 30 градусов и сильный ветер. На душе радостно: скоро буду дома. А ведь зимой рейс на Мутновку и обратно занимает двое суток. Но настроение резко испортилось, когда руль стал поворачиваться с таким трудом, что едва сил хватало удерживать машину на дороге. На перевал тогда поднимался два с половиной часа, хотя обычно 30 минут хватает. Что случилось? На перевале поднял капот и поразился: лопнул шток гидроусилителя руля. Доложил по радио на базу. Сказали «Добирайся потихоньку, людей мы внизу заберем другой машиной». Еле дотянул.

А был случай, когда и радиосвязь не помогла. На обратном пути, когда Пастухов вывозил смену, на плато посередине пути накрыла их страшная пурга. Ветер ураганной силы и сплошная снежная пелена, капота не видно. А тут еще что-то страшно грохнуло под кабиной, и машина встала. С базы дали команду: «Оставаться на месте до утра». В салоне есть электростанция, несколько обогревателей и суточный запас продуктов на каждого пассажира. На следующий день, когда пурга утихла, людей увезли в город на другой машине, а «Синюю птицу» отбуксировали в гараж. Оказалось, что развалились на куски шестерни в раздаточной коробке, а передаточные валы скрутило и заклинило. Пришлось везти из Правдинска новую раздатку.

Говорят, в дороге поминать аварии - не к добру. Но на этот раз все обошлось. Мы благополучно доехали до поселка строителей, расположенного на высоте около 2000 м. над уровнем моря. Прибывшая смена приняла вахту, и уже через два часа «Синяя птица» двинулась в обратный путь. Когда спустились с перевала в речную долину и вокруг опять зашумела свежая зелень леса, ей-богу, будто какая-то пружина в душе отпустила. Я даже тихонько запел. Пастухов понимающе улыбнулся.

Строительство ГеоТЭС расширяется, скоро придется возить еще больше людей. Нужны, очень нужны надежные высокопроходимые машины. Такая техника, к счастью, на российском авторынке уже есть.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в