Ручные машины
Для этой категории водителей (кстати, весьма многочисленной и разнообразной) можно приспособить любой автомобиль, в зависимости от финансовых возможностей конкретного человека: фирмы с богатым опытом готовы переоборудовать хоть «Порше-Кайман». Более того, инвалидам не заказаны ни автоспорт (кросс на квадрицикле или картинг, ни «караванинг» – путешествия с дачей-прицепом со встроенным лифтом. Но, конечно, выбранное транспортное средство сначала доверяют специализированной фирме для индивидуальной «подгонки». Мы познакомились с работой одной из них под названием «Параван».
ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?
Если человек лишен ноги (или обеих), то за основу берут серийную машину с автоматической коробкой передач. Как правило, заказчик выбирает большой вэн вроде «КИА-Карнавал», чтобы избежать утомительной процедуры пересаживания с кресла-коляски на водительское сиденье: им послужит сама коляска. Для этого предусмотрены фиксаторы и регулировка высоты подушки. Но мини-вэн вовсе не обязательное условие. Вот в эту «Тойоту-RAV4», заказанную нашим соотечественником, коляска не въедет. Зато выедет из-за руля сиденье и поднимет человека в салон! Существуют и более необычные варианты, в которых робот-манипулятор подает кресло из багажника к левой двери и убирает его обратно.
Сами автопроизводители не собирают машины для инвалидов – ведь конвейер рассчитан на массовое производство, а в данном случае приходится иметь дело с «индпошивом», как и при изготовлении протезов. Например, если руки целы, то в рулевое управление можно не вмешиваться, если повреждены – можно либо использовать добавочную мини-баранку с захватами, либо вообще поставить джойстик: он позволяет управлять даже губами, слегка поворачивая голову.
Принятые у нас до сих пор рычаги для газа, тормоза и сцепления здесь считают анахронизмом. Как правило, «газ-тормоз» управляются одним рычагом (или джойстиком). Потянул на себя – разгоняешься, утопил вперед – тормозишь. Или наоборот – как удобнее. Часто управление выполняют двойным, с возможностью использования здоровыми членами семьи. Они, конечно, тоже справились бы с джойстиком, но это требует обучения, которое фирма проводит на автодроме, имитирующем условия и автобана, и городских улиц. Только после сдачи практического экзамена выдадут особую бумагу о допуске к управлению специальным транспортным средством!
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ?
Разумеется, подобные системы стоят недешево. Скажем больше: порой они дороже самого автомобиля – сказывается мелкосерийность. Неужели инвалиды в Германии настолько богаты? Да нет, не богаче (но и не беднее) остальных граждан. Об этом побеспокоились законодатели, формируя бюджет страны. Но источники дополнительных выплат могут быть разными, их система довольно сложная и гибкая. Например, если человек работает (даже за символическую зарплату 150 евро в месяц), то на ежедневные поездки туда и обратно ему выплачивают по 75 евро! Этого хватит и на такси (во всяком случае, в пределах одного города). Можно договориться получить эти деньги «аккордно» для оплаты переоборудования личного автомобиля, но это составит, конечно, весьма скромную сумму. Кроме того, доход каждого бюргера (инвалида или нет – не важно) не может опускаться ниже прожиточного минимума (в земле Норд-Рейн-Вестфалия, например, – 311 евро в месяц). Разницу компенсируют из бюджета. Что касается инвалидности, то главный вопрос в том, при каких обстоятельствах она получена и был ли человек застрахован от несчастного случая. Если последний произошел не «по пьяни», то сумма страховки позволит приобрести спецавтомобиль даже премиум-класса: ведь в отличие от «Автокаско», взносы на такое страхование очень и очень скромные (несчастные случаи происходят намного реже, чем ДТП), а потому на нем не экономят. В других случаях переоборудовать автомобиль по «бюджетной» программе – с механическим приводом органов управления – поможет медицинское страхование. Но саму машину даром никто не предлагает – как и здоровым гражданам!
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Безусловно, нашему соцобеспечению и страховой медицине далеко до немецкой. Но предположим, вы располагаете средствами и не хотели бы ограничивать себя автомобилем марки СеАЗ. В России ряд фирм тоже делает попытки переоборудовать автомобили других марок. Но не факт, что эти «альтернативные» органы управления сертифицированы и с ними не возникнет проблем в ГИБДД или при гарантийном ремонте. В Европе относительно недорогие комплекты деталей для некоторых моделей «Форда», ФИАТа, «Рено» выпускают дочерние специализированные предприятия этих фирм. Но самостоятельно монтировать их нельзя.
Если же оставить вопрос о финансах за скобками, то россиянину не заказано обратиться на тот же «Параван». Его представители заверили, что готовы выполнить работу и для наших заказчиков. Только сначала лучше приехать без авто – для консультаций по его оптимальному выбору.