Козаки на «траксьонах»
Российский вояж, который организаторы окрестили «Kozak», посвящен 70-летию первого международного пробега «Траксьона» Париж – Москва – Париж, который проделал в 1937 году Франсуа Леко. Я же присоединился к каравану в Киеве.
Жду «козаков» в условленном месте у Киево-Печерской лавры. Тихо, спокойно. Вдруг из-за поворота вылетает на хорошей скорости колонна черных машин, словно разыгрывается сцена из гангстерского фильма. Я непроизвольно пригнул голову, готовясь услышать звуки выстрелов: вот-вот взвоют полицейские сирены и начнется пальба.
Но Киеву ничего не угрожало. Это оказались первые «ситроены» – из мирного каравана путешественников. Ведь «Ситроен-Траксьон» – излюбленный автомобиль гангстеров тридцатых и сороковых – быстрый, мощный, стильный.
За рулем легендарного «Траксьона» ощутил необычную уверенность. Аппарат и в наши дни смотрится эпатажно, разгоняется знатно и на прямой весьма устойчив. За это его любили и мафиози, и комиссар Мегрэ, и офицеры вермахта (во время Второй мировой он был штабной машиной). Кстати, «Траксьон» возил самого президента Франции де Голля. Создатели переднеприводного «Ситроена» Андрэ Ситроен и Андрэ Лефевр собрали в этом авто все технические новинки того времени и довольно быстро довели машину до ездового образца. С таким заделом «Траксьон» выпускали много лет – до 1957 года!
Чем же отличается поездка на автомобиле середины прошлого века от управления современным? Да почти ничем. Пришлось привыкать к рычагу переключения передач, который торчит из «торпедо», и к педали тормоза. Она слишком удалена от педали газа.
В колонне 16 автомобилей, все с двигателями объемом 1911 смз. Именно этот мотор продержался дольше всего на «Траксьон Аван», а в середине 50-х перекочевал с небольшими изменениями на «Ситроен-DS».
В России, где еще много карбюраторных машин с классической системой зажигания, на олдтаймерах можно путешествовать спокойно. Найдутся и подходящие запчасти. К примеру, под Брянском пришлось менять конденсатор трамблера – подошел «москвичовский»: его купили в придорожном магазине запчастей.
Вот и Москва, Красная площадь. Далее «козаки» отправились в Питер и затем в Париж. Жаль, что я не еду с ними дальше. Путешествие в машине времени – удовольствие.
Из жизни Traction Avant
С 1934 по 1957 год изготовлено 759 123 автомобиля. В 1934-м он стоил 17 700 франков (стоимость сегодня сопоставима с «Рено-Меган»). В Европе «Траксьон Аван» можно купить и по сей день по цене от 6000 до 11 000 евро.
Двигатель: 1911 смз, Р4, верхнеклапанный, со сменными гильзами, мощность – 33 кВт/46 л.с. при 3200 об/мин. Коробка передач – механическая 3-ступенчатая. Кузов – несущий 4-местный. Подвеска спереди и сзади – независимая торсионная. Тормоза – барабанные с гидроприводом.