Байкало-Амурская магистраль
SKODA OCTAVIA SCOUT
«Шкоду-Октавия» выпускают с 1996 года. С выходом второго поколения машины в 2004 году предыдущее переименовано в «Октавию Тур». Модификация «Шкода-Октавия Скаут» с полным приводом, увеличенным дорожным просветом и измененной внешностью представлена в 2007 году. Кузов – пятидверный хэтчбек или универсал.
Двигатели: бензиновые 1,4–2,0 л (80–200 л.с.) и турбодизели 1,9–2,0 л (105–170 л.с.).
Коробки передач: механические 5- и 6-ступенчатые, 6-ступенчатые автоматы DSG (только для турбодизеля 140 л.с.) и автоматические 6-ступенчатые гидромеханические (1,6 и 2,0 л). Полноприводные модификации только с механическими коробками передач.
Комплектации: индивидуальные.
Цена: $20 490–36 490.
Тестовый автомобиль: «Октавия Скаут», бензиновый двигатель 2,0 л (150 л.с.), механическая 6-ступенчатая коробка передач, полный привод, $35 900.
Маршрут от Москвы до Владивостока уже изучен. Впрочем, говорить, что эту дорогу кто-то знает как свои пять пальцев, по меньшей мере легкомысленно. Самый непредсказуемый участок – от Читы до Хабаровска. Тут размыло, там засыпали, здесь объезд, тут разбитый асфальт. Где мост не закончен, где взрывные работы... Сплошная импровизация.
ШИРОКА СТРАНА МОЯ
Дорог у нас маловато, зато они длинные. Десять новеньких «скаутов» стартовали на нулевом километре у Красной площади столицы, чтобы через 18 дней и более чем 10 тысяч километров финишировать во Владивостоке. Путешествие, которое занимает восемь часов на самолете или шесть дней на поезде, на автомобиле превращается в приключение.
Исполнение «Скаут» означает увеличенный на 40 мм по сравнению с переднеприводной машиной и на 16 мм по сравнению с полноприводной дорожный просвет, бамперы с некрашеными вставками и панелями под алюминий, накладки на колесные арки и пороги. Подвески «Скаута», в отличие от просто полноприводной «Октавии», – большей энергоемости и... комфорта. Мое знакомство со «Скаутом» началось с Иркутска: дальше на восток – самый интересный участок дороги и для машины, и для меня.
ЧЕШСКИЙ ЛАЗУТЧИК
Усаживаясь за руль «Шкоды-Октавия Скаут», а особенно покидая ее, вы скорее всего приложитесь правой коленкой о рулевую колонку. Впрочем, это недостаток всех автомобилей на платформе «Гольфа» пятого поколения. Зато, усевшись, к рабочему месту предъявлять претензии трудно. Пределы регулировки удовлетворят любого. У «Скаута» оригинальный четырехспицевый руль и немного измененное оформление приборной доски. Из дополнительного оборудования на тестовом автомобиле ксеноновые фары с омывателями, улучшенная аудиосистема с чейнджером, кожаная обивка сидений с вставками из алькантары и подогревом четырех мест. Комбинированная обивка – несомненный плюс: скользкие боковины не мешают садиться, а... середина удерживает от смещения на поворотах и косогорах того, кто по ширине до сиденья не дорос. Проводя в автомобиле по 16 часов в сутки, становишься особенно требовательным к комфорту.
ЧЕРЕЗ ПЫЛЬ И УХАБЫ
Только набрав скорость на шоссе, начинаешь понимать, чем подвески «Скаута» отличаются от обычной «Октавии». Мелких сколов и трещин на асфальте практически не слышно. В этом есть и вклад шин «Матадор-МР43» размерностью 205/55R16. Их установили вместо штатных 225/50R17. Дорожный просвет немного уменьшился, но благодаря большей высоте боковины они не столь чувствительны к изъянам дороги. От идеи поднять давление в шинах, чтобы предотвратить повреждения колес, мы отказались, поэтому поступиться комфортом не пришлось. Но... пришлось пожертвовать несколькими колесами, спустившими из-за повреждения диска. На гравийных дорогах Забайкалья немало не только ям, но и камней. Еще одна проблема: из-за более узкого обода в нештатные колеса (за кожух тормозного механизма) попадали мелкие камешки и надолго застревали, «радуя» неприятным звуком.
Главным противником колонны на гравийных дорогах оказалась не грязь, а пыль, сокращавшая видимость до нескольких десятков метров. Единственный дождь в полном смысле прояснил ситуацию, но всего на несколько часов. В результате кавалькада из десяти машин растянулась на 4–5 км. Жара и пыль потребовали изрядного напряжения от климатической установки. С автоматическим регулированием температуры она справлялась, правда, не слишком хорошо. Несмотря на датчик освещенности на передней панели, в солнечную погоду, особенно сзади, – жарко, а после заката – прохладно. Коррективы пришлось вносить вручную. Если у членов экипажа разные температурные предпочтения, достичь консенсуса будет нелегко.
На асфальте энергоемкость подвесок «Скаута» вполне достаточна. Большие волны не в счет, они способны «пробить» что угодно. Но на гребенке грейдера амортизаторы явно перегревались, и «Шкода» начинала раскачиваться от самых заурядных неровностей. Впрочем, через 10–15 минут езды с меньшей скоростью или по более ровному участку машина приходила в себя.
Двухлитровый мотор с непосредственным впрыском бензина тяговит, но с большой неохотой откликается на резкие движения педалью газа, особенно при низких оборотах. Отчасти «вялость» вызвана бензином АИ-95 вместо АИ-98, который до Забайкалья пока не довезли. Один раз пришлось заправиться даже 92-м, причем из сомнительного источника. Из десяти машин лампочку Check Engine зажгла только одна.
Такие свойства мотора обуславливают задержки на пониженных передачах; иногда даже путаешь четвертую с шестой или третью с пятой. Это не приносит дискомфорта – шум мотора едва слышен даже после 4000 об/мин. Кстати, в шестиступенчатой коробке передач «Скаута» нет повышенной. Единственный минус – высокий расход бензина. Уложиться в официальные цифры удастся только очень спокойному водителю, к тому же понимающему, что на расход топлива влияет гораздо больше факторов, чем выбранная передача и глубина нажатия правой педали. В среднем «Скаут» потребляет 8,5 л АИ-95 на 100 км. На хорошей дороге при умеренной скорости расход снижался до 6,7 л/100 км. На разбитом грейдере вперемежку с асфальтом, если пытаться удержать среднюю хотя бы на уровне 60 км/ч, расход составляет более 9 л/100 км.
Полный привод? Он, безусловно, нужен на скользкой дороге. Правда, таких участков встретили немного. Летом на трассе «Амур» пару ведущих колес можно смело обменивать на пару сантиметров дорожного просвета и более жесткие амортизаторы. Полный привод обещает преимущество на грязной, заснеженной или песчаной дороге. При необходимости электронно-управляемая муфта «Халдекс», подключающая задние колеса, срабатывает быстро и безупречно. Большую часть времени машина практически переднеприводная, что экономит топливо. Возможности трансмиссии, увы, ограничены скромными «низами» двигателя и нежным сцеплением. Даже троганье загруженного универсала на не слишком крутом гравийном подъеме заставило изрядно подпалить накладки диска. Впрочем, это беда многих «паркетников». Преобразовывать мощь мотора на колесах без пониженной передачи сложно.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЛАДИВОСТОКА
Для автомобилистов Дальнего Востока достоинства «Шкоды», мягко говоря, неочевидны. У них и без «Скаута» отличный выбор моделей – правда, с немного непривычным расположением руля… Но то, что «Шкода» одолела трансроссийский маршрут, свидетельствует о серьезности намерений фирмы. Все автомобили прошли дорогу без поломок. Погнутые колеса, оторванный пластик и сколы на стеклах – не в счет. Ведь далеко не все водители имели достаточный опыт езды по таким дорогам. Двигатели с непосредственным впрыском переварили отечественное топливо без последствий.
Напомню: «Шкода-Октавия Скаут» – не вседорожник. Требовать от нее серьезных достижений в проходимости неразумно. Но из всех «шкод» она ближе к требованиям наших дорожных условий. Любопытно, сможет ли когда-нибудь «Шкода» завоевать сердца дальневосточных автомобилистов? Пусть и не в ближайшие годы...
SKODA OCTAVIA SCOUT – комфортный автомобиль для «некомфортных» дорог. Но для трасс Дальнего Востока его способностей все же маловато.
+ Просторный салон, большой багажник, удобные сиденья, низкий уровень шума, хорошая плавность хода, высокая устойчивость, увеличенный дорожный просвет.
- Высокая требовательность к топливу, неудобные кнопки на руле, склонность к перегреву амортизаторов на плохой дороге, недостаточная защищенность агрегатов снизу, неудобное управление тягой.