Фа-фа!
Большинство автомобильных сигналов звучит в тональности фа мажор. И это скучно. Вульгарная «сирена» - не для эстетов. Оригиналы несколько лет назад облюбовали сигналы, имитирующие звуки живой природы. Машины на улицах хрюкали, блеяли, мычали и гавкали друг на друга. Продлился этот фермерский рай недолго: въедливые гаишники быстро (и не бесплатно) отловили «натуралистов»: Правила недвусмысленно запрещают сигналы с чередованием тонов.
Еще в XIX веке было известно, что человеческое ухо наиболее чувствительно в диапазоне 1000-3000 Гц. Частота стандартного автомобильного сигнала колеблется от 200 до 550 Гц. Поэтому звуковые сигналы высокого тона кажутся нам громче.
Конструкция звуковых сигналов не менялась несколько десятилетий. Как и в прошлом веке, клаксоны принято разбивать на две группы: шумовые и тональные. В шумовом звук создается колебанием металлической пластины. Тональный работает так же, только роль резонатора в нем выполняет столб воздуха в рупоре. На большинстве отечественных машин устанавливались шумовые сигналы. Тональными могли похвастаться «Волга» и ВАЗ-2103, 2106 и 2107. Лучшими из всего разнообразия по праву считаются мощные «волговские» С302Г и шумовые с переднеприводных ВАЗов 20.3721. Наибольший эффект дает полный комплект из пары волговских, дополненных шумовым. Электрическое подсоединение сигналов разное. На шумовые всегда подается «плюс», а включаются они подсоединением «массы» в кнопке клаксона. Для работы тональных необходимо мощное реле.
Любители пошуметь могут обзавестись сигнал-комплектом. Он дудит во все трубы сразу на нескольких частотах, мигом разгоняя пешеходов и заставляя очнуться зазевавшихся на светофоре драйверов. Один мой приятель снял такой комплект с машины после того, как ему вышибли кирпичом заднее стекло. «Полезная штука», - вздыхает он, - «только дорогая!»
Немалой ценой отличается и так называемый «музыкальный» сигнал. Не гудок - песня! Мелодию, как одна надоест, можно поменять на другую: щелкнул рычажком и превратил авто в самодвижущуюся музыкальную шкатулку. Красота! Правда, специалисты утверждают, что эффективности у такого сигнала - никакой. Действительно, народ на перекрестке Шопеном не распугаешь. Зато гаишник мимо не пропустит.
Лучше штатного сигнала не придумать. Водитель, услышав гудок, подсознательно ищет глазами ту машину, которой он положен. И может просто не заметить «копейку», надрывающуюся волговским клаксоном, и бог знает что подумать, услышав протяжное мычанье.