Ложное обвинение на трезвую голову
Генеральная прокуратура РФ провела проверку качества оказания медицинской помощи на дорогах и работы служб медицинского освидетельствования водителей. По ее результатам выяснилось, что из 720 тысяч засвидетельствованных случаев вождения в нетрезвом виде 7 тысяч были ложными, что впоследствии было доказано в суде. Министерству здравоохранения предложено ускорить создание дополнительных пунктов для проведения медицинского освидетельствования, а также повысить профессиональный уровень медицинских работников.
Экспертизу – аннулируем
Что и говорить, предложение прокурорских работников, если оно, конечно, будет иметь последствия, можно только приветствовать. В целом по России медучреждений, имеющих право освидетельствовать водителей на предмет приема алкоголя, катастрофически не хватает, особенно на периферии. Чем это чревато, хорошо знают те, кто «попадал». Одно дело – потратить на экспертизу 20–30 минут, другое – несколько часов, как нередко бывает в глубинке, где соответствующее медучреждение может находиться в десятках километров от трассы. Заведомо зная, что человек не станет гробить такую уйму времени, недобросовестные автоинспекторы прекрасно этим пользуются, вымогая деньги.
Кстати, именно нехватка мест для проведения освидетельствования часто становится причиной выявленного прокурорами факта – значительного числа случаев обвинения в пьянстве за рулем, успешно оспоренного в судебном порядке. Объясняются эти прецеденты просто. Для проведения освидетельствования водителей могут препроводить в первую попавшуюся амбулаторию или стационар, а далеко не все они имеют лицензию на подобную деятельность. Если отсутствие лицензирования подтверждается в суде, результаты проделанной экспертизы автоматически аннулируются.
В продолжение темы стоит сказать и о том, что решения в пользу водителя выносятся и в некоторых других случаях. Например, когда лицензия у медучреждения есть, но срок ее действия истек, либо когда анализатор концентрации паров этанола, в просторечии «трубка» (их используют в передвижных пунктах медосвидетельствования), не сертифицирован, не опломбирован или нет никаких данных о том, что он прошел проверку. Кстати, автомобиль «Газель», нередко оборудуемый под такие пункты, не соответствует требованиям Минздрава.
Водитель может быть оправдан и в ситуации, когда в документах, которые составляются при оформлении правонарушения, опытный буквоед (например, адвокат, сосед-милиционер) найдет ошибки, нестыковки, небрежности, служащие основанием для закрытия дела.
Более редкие случаи положительных судебных решений связаны с затягиванием судебного процесса. Такое бывает, если водитель-ответчик или его адвокат попросту договаривается с представителем Фемиды, и слушание его дела постоянно откладывается. Причин можно найти массу: адвокат ответчика заболел, потом ответчик, потом опять адвокат... Время, таким образом, идет, а по истечении двух месяцев обвинение в административном правонарушении, коим и является в данном варианте пьянство за рулем, по закону теряет свою силу.
Впрочем, по экспертным оценкам, оспаривают факты вождения в нетрезвом виде, как правило, те, кто действительно не виновен. Правда, по причине тягомотности наших судов обращаются туда далеко не все. Поэтому цифры ложных обвинений, выявленные Генпрокуратурой, в реальности, скорее всего, еще выше. Чтобы ненароком не пополнить эту статистику либо вообще не лишиться прав «на ровном месте», автомобилистам следует вести себя осмотрительно и грамотно.
Фокусы в погонах
Автоинспектор, увы, не несет ответственности за то, что медицинское освидетельствование не подтверждает ваше опьянение. Поэтому сотрудники ГИБДД не боятся прибегать к откровенным «разводам». Это и вата, смоченная в спирте, которую «фокусник» в погонах успевает поднести к трубке, после чего ваш трезвый выдох в нее становится предсказуемо нетрезвым, и алкотестеры из его личных запасов (какой уж тут сертификат!). Иногда, хотя и нечасто, возможны встречи с гаишниками-беспредельщиками, которые могут, например, сказать: «Не пьян? Ну так сейчас будешь пьяным! У меня свидетели есть!»
Но последние, между прочим, могут быть и у вас. При этом все ссылки на то, что они, мол, ваши знакомые, заинтересованные лица и потому их показания не имеют силы, заведомый блеф. С точки зрения закона эти показания ничем не хуже показаний посторонних людей, даже если свидетелями выступают ваши ближайшие родственники (жена, муж, совершеннолетние дети и т.п.).
Впрочем, до таких крайностей обычно все же не доходит: когда водитель ведет себя спокойно, уверенно, знает свои права, инспекторвымогатель, как правило, теряет к нему интерес, желая счастливого пути. И подчеркиваем особо: ни при каких обстоятельствах не отказывайтесь от медицинского освидетельствования – это автоматическая потеря прав на 1,5–2 года! Иногда хитрый гаишник предлагает подписать отказ якобы от предварительного теста («трубка»), который не является освидетельствованием и от которого вы действительно можете отказаться. На самом деле вы подписываете отказ от медицинского освидетельствования со всеми вытекающими.
Пожалуй, самые тяжелые для водителей те, к счастью, немассовые случаи, когда автоинспекторы вступают в сговор с медработниками, фальсифицирующими результаты освидетельствования. Доказать ложность такого обвинения (если только не всплывут спасительные ошибки в документальном оформлении экспертизы) почти невозможно. Единственный шанс – срочно пройти независимое освидетельствование и подать заявление в региональную комиссию облздравотдела, а также представить суду свои оправдательные документы, но – только до судебного разбирательства.
Кроме того, к серьезным «залетам» относятся ситуации, когда человек, выпив рюмку, заводит движок (или даже просто возвращается в машину за забытыми вещами) и гаишники подлавливают его в этот злосчастный момент. Оправдаться тут тоже практически нереально. Виной тому дырка в законе, который не дает определение термину «управление транспортным средством». Поэтому про любого поддатого гражданина, оказавшегося за рулем даже стоящей машины, можно сказать, что он этой машиной «управляет». Чем и пользуются некоторые недобросовестные сотрудники ГИБДД.