«Тойота»: производство наращиваем
– Вы довольны продажами гибридных автомобилей в России?
– В целом объемы хорошие, хотя они еще недостаточно высоки. Все больше россиян желают приобрести высокотехнологичные машины, поэтому у гибридов хороший потенциал на рынке.
– Слышал, вы любите управлять автомобилем. В какой машине себя видите, передвигаясь по Москве?
– В «Лексусе-LS 600H».
– К концу 2007 года вы планируете продать россиянам 25 тыс. «кэмри», а каковы планы на 2008-й?
– Завод в Санкт-Петербурге заработает в конце декабря 2007-го и будет выпускать в среднем по 20 тыс. автомобилей в год с постепенным наращиванием производства. Если автомобилей будет не хватать, мы привезем их из Японии. Цена останется одинаковой, равно как и качество российской и японской сборки.
– Вы долго работали в США: там на заводе «Тойоты» собирают еще и «Субару». Появится ли у вас желание осуществить подобный эксперимент в России?
– (смеется) Не сейчас. В Петербурге «Тойоте» принадлежат большие земельные площади, а сам завод компактный, поэтому в случае необходимости мы сможем построить дополнительные цеха, в том числе и для других моделей.
– Главные задачи компании на российском рынке?
– Развивать дилерскую и сервисную сеть, сократить очереди на сервисах, облегчить покупку нужного автомобиля.
– Глядя на китайцев, возникает ощущение, что построить автомобиль так же легко и быстро, как испечь блины. Неужели это действительно возможно?
– Для нас – нет. Нам всегда надо комбинировать различные качества у автомобиля, который должен отвечать требованиям безопасности и экологии. Каждую модель разрабатываем в соответствии с нашей концепцией и не можем просто копировать. Поэтому процесс этот занимает намного больше времени.
– Вы планируете в Петербурге большой индустриальный парк. Намечаются ли поставки комплектующих российскими компаниями?
– На начальных стадиях мы будем в основном импортировать комплектующие из Японии, однако надеемся на рост доли местных запчастей. Это займет время, поскольку для нас важно стабильное качество, цены, условия поставки. Что касается поставщиков, мы не ограничиваем их сотрудничество с другими агентами. Поэтому российские автопроизводители смогут закупать компоненты, которые мы используем, если сочтут это целесообразным и договорятся с нашими поставщиками.
– Вы не чувствуете дефицита рабочей силы в Петербурге? Ведь так много компаний стремятся открыть свои производства в этих краях…
– У нас есть некоторая озабоченность. Когда принималось решение о строительстве завода, там еще не было ни «Ниссана», ни «Сузуки», ни «Джи-Эм».
– Почему не продаете «Айго» в России?
– Это маленькая машина, русские же любят автомобили большего размера.
– «Тойота» уходит из ниши дешевых автомобилей. Даже «Ярис» стоит около 17 тысяч долларов. Можно ли сделать современное авто дешевым?
– У нас пока нет конкретных планов насчет дешевого, но высококачественного автомобиля, хотя прекрасно понимаем, что в России нужны хорошие машины в ценовом сегменте 8–12 тыс. долларов, и ведем разработки в этом направлении.