«Шкода»: осенний старт
– У «Шкоды» продажи в России увеличились в два раза. Это потому, что все работники, как и вы, трудоголики?
– Все в «Шкоде» знают: скоро начнется производство в России, тем не менее мы не снижаем внимания к продажам. Последние два года все усердно работают, как в самой «Шкоде», так и в московском представительстве. Мы нашли общий язык не только с клиентами, но и с нашей дилерской сетью. Команда господина Гурта достигла полного понимания российского рынка. Поэтому удалось удвоить продажи сейчас, и мы будем стремиться наращивать их далее.
– Как-то вы говорили, что уровень заработной платы на заводах «Шкода» в Чехии всего 15–20% от заработной платы немецких работников «Фольксвагена». Что предполагается в России?
– Такая ситуация была характерна для Чехии 5–7 лет назад. Сейчас в Чешской республике многое изменилось, уровень зарплат растет. В Германии же обратная тенденция. Ныне работники «Шкоды» получают на 15–20% меньше, чем их коллеги на «Фольксвагене», но на 15% больше, чем в других индустриальных сферах в Чехии. Российская заработная плата будет на уровне чешской.
– У Китая конкурентное преимущество – дешевая рабочая сила. Какое преимущество у России?
–Вообще-то говоря, стоит принимать во внимание не только стоимость рабочей силы, но и качество, производительность труда. Немало примеров, когда при низкой стоимости труда и качество на таком же низком уровне, а значит, и конечный результат такой деятельности отрицательный. У «Шкоды» другая – выигрышная формула: высокая производительность, высокое качество, и все это при умеренной стоимости труда.
– В ближайшей перспективе – скажем, в течение пяти лет – «Шкода» сохранит темпы роста на рынке? Что вы планируете?
– Удвоение – это стопроцентный рост: такой прыжок дается только один раз. Затем мы предполагаем увеличение продаж на 20–30% ежегодно.
– Вы, надеюсь, помните, что «За рулем» намерен купить первую «Октавию», которая сойдет с калужского конвейера?
– Да, я обещал это вам еще в Женеве. У нас в музее должна была остаться «первая» машина, «вторая» уйти к вам. Чтобы у вас была «первая», себе мы оставим машину под номером «ноль».
– Об этой машине узнает вся страна. Автопроизводители всегда опасаются автомобиля № 1: как бы что не отказало. Вы не боитесь?
– Нет, у нас высокое качество. Мы хотим доказать, что автомобиль, собранный в России, будет не хуже чешского. Кстати, можно сравнить качество «шкод» из Китая, Индии, Украины – оно везде одинаково высокое. И уж тем более мы не доверили бы журналистам автомобиль № 1, не будучи уверены в его высоком качестве.
– Что завод в Калуге получит от «Шкоды», а что от «Фольксвагена»?
– Дизайн завода будет «фольксвагеновский», как и менеджмент. Производство, контроль качества, локализация запчастей – «шкодовским».