Пара педалей да буква «У»

Пара педалей да буква «У»

УЧЕНИК НА СКЛОНЕ

... И тут я понял, что бессилен.

Оказывается, дублирующие педали не помогают, когда на водительском месте – ученица, миниатюрная, хрупкая блондинка. Что руль, если он в нежных, но взволнованных женских руках, невозможно «подправить» с места преподавателя.

Я понял это, когда учебная «девятка» вдруг задним ходом рванула по направлению к деревенскому озерцу с заболоченными бережками и живописными камышами. Машина катится под гору, Ольга смотрит только вперед, а я пытаюсь затормозить – до обрыва остается метров 20–30... Надо же было фотографу попросить: «Сдай метров 200 назад – и потихонечку на меня». Панорама, на фоне которой проходил мой первый урок вождения, с дороги казалась настоящей сельской пасторалью...

– Здравствуйте, Оля, я ваш новый инструктор Андрей. Сейчас мы подадим назад до поворота, а потом...

– Я не умею ездить назад! – Девушка, кажется, уже на грани истерики. Бледнеет, мертвой хваткой вцепляется в рычаг переключения передач.

– Ну, вот и научимся, – пытаюсь придать голосу уверенности и невозмутимости. – Вы, кстати, какой раз за рулем?

– Второй...

Уверенность моя исчезает так же стремительно, как солнце бабьего лета за свинцовой тучей осеннего дождика.

– Поехали, – уже робко предлагаю я.

Это были самые тяжелые 15 минут за последние 20 лет жизни. «Только не ругаться, только не ругаться»...

АРИФМЕТИКА АВТОДЕЛА

Чтобы понять, насколько остро стоит проблема с обучением автомобильному искусству в России, вооружимся калькулятором.

Итак – задача. По минимальным оценкам каждый год в России получают права более миллиона водителей. Сколько нужно инструкторов по вождению, если каждый неофит руля и педалей должен посвятить только вождению с инструктором минимум 50 часов? К тому же этой армии потенциальных водителей необходимо вдолбить знания об устройстве автомобиля, прочитать лекции по основам безопасности и оказанию первой медпомощи, заставить выучить все правила движения.

Дефицит неизбежно порождает спекуляцию. Обвальный спрос на «корочки» рождает чудовищные по степени цинизма формы обучения. Сегодня в одной только Москве насчитывается 300 (триста) школ, каждая из которых обещает своим ученикам сдачу экзаменов в ГАИ после нескольких уроков и получение вполне законных прав на управление автомобилем. Совершенно очевидно, что такой армии опытных преподавателей даже в столице нет и быть не может. Советская система подготовки шоферов буквально растворилась среди новых коммерческих пунктов обучения.

Существующие ныне законы позволяют сделаться инструктором фактически любому, чей водительский стаж более трех лет, кто сможет оборудовать машину дополнительными педалями, прослушает установочные лекции в ассоциации российских автошкол и получит лицензию на преподавание. Да, и не забыть главное – установить буковку «У» на крыше. Кстати, если вы увидите на дороге несущуюся, попирая все правила, машину с буквой «У», это не значит, что за рулем ученик. Это инструктор закончил работу...

Например, мою жену учит юноша неопределенного возраста. Он гордится тем, что «еще в 12 лет регулярно возил папу на рыбалку». На старинной ржавой «девятке» с дополнительными педалями он дает уроки вождения по 12 часов в день. Каждое занятие – 520 рублей. С некоторых пор любимая поражает меня вопросами: «Почему ты ставишь машину на ручник, а инструктор утверждает, что зимой он замерзнет?» Или: «Почему ты смотришь назад, когда разворачиваешься, а инструктор велел ездить только по зеркалам? Говорит – для экзамена». «Почему ты не всегда выжимаешь сцепление при торможении?»

Окончательно взбесило меня заявление учителя дражайшей половины, что он может за 11 тысяч рублей устроить гарантированную сдачу на права в группе, а за 600 долларов – получение их экстерном.

Нынешняя система ставит целью не обучение курсантов вождению и правилам, а получение ими прав. То есть учеников натаскивают на сдачу экзаменов, а не прививают им навыки безопасной езды.

Система же подготовки учителей для автошкол в России фактически отсутствует. В Москве за деньги стать преподавателем сможет любой. Я же попытался устроиться инструктором в небольшом провинциальном городке Сычевка, что на Смоленщине.

НЕ ПИТЬ И НЕ РУГАТЬСЯ

– Не вижу повода вам отказать, – обнадежила мой потенциальный работодатель, директор сычевской автошколы Светлана Фролова. – Образование – высшее. Стаж у вас – 21 год, открыты две категории. Обучать можете и на легковой, и на грузовой. Жаль, что нет категории «А». Правда, у нас не так много клиентов-мотоциклистов.

Светлана грустно смотрит на любовно ухоженный «Иж-Планета Спорт», примостившийся в углу ее директорского кабинета. За окнами шумит осенний дождь и рычат своими мопедами «бесправные» сычевские пацаны. Кто в поселке получает права на два колеса – глупость все это!

Сычевская школа открылась меньше года назад, а до этого шесть месяцев хлопотала о лицензии. В Сычевке, расположенной в 50 километрах от трассы М9 «Балтия», живет 8000 жителей. Все, как положено серьезному провинциальному городку. Есть парк культуры с двумя замшелыми, но аккуратными каменными львами. Есть крохотная чистенькая гостиница «Березка». Есть ресторан, который содержат в аккуратности приезжие с Кавказа. Оживление жизни сказывается и на автопарке: машин в городке все больше. Значит, нужны водители. По традиции советских времен водителями в Сычевке становились мужики. Они заканчивали шоферские курсы при местном автокомбинате, получали грузовую категорию и вслед за этим – легковую. Женщин города Сычевка такая перспектива влиться в ряды автопилотов привлекала мало. До тех пор, пока Светлана не открыла автошколу. Основной контингент учеников в ней – девушки.

За 6000 рублей (почувствуйте разницу с Москвой!) в сычевской автошколе ученики получают теоретическую подготовку и положенные 50 часов практического вождения. Школа приобрела в собственность два автомобиля – «девятку» и «пятерку», доверив их опытным водителям из местных.

– Город у нас маленький, все на виду, – делится секретами «рекрутинга» Светлана. – Зарплата преподавателя по местным меркам достойная – 8 тысяч в месяц. Кроме формальных требований к будущему инструктору, есть еще два. Один – традиционный для России – чтоб не «злоупотреблял». И второй – из-за особенностей контингента – чтоб не ругался матерно.

Не улыбайтесь: замечательный, опытный и совсем непьющий «педагог» не смог работать в школе – слишком уж «эмоционально» оценивал он ошибки курсантов.

Площадку для освоения экзаменационных маневров устроили на заднем дворе сычевской автобазы. В учебном классе – современный компьютерный тренажер – девушки учатся на нем, перед тем как сесть за настоящий руль. Здесь, в Сычевке даже занятия по медицинской помощи не прогуливают. В течение часа мне умело «останавливали кровь» и учились отличать венозное кровотечение от артериального. Когда очередной класс пройдет курс и будет подготовлен к сдаче экзамена, сюда, в Сычевку приедут представители ГИБДД из Рузы или Смоленска.

– Проверяющие из ГАИ сами разработали экзаменационный маршрут по улицам Сычевки, и он соответствует всем требованиям, – Светлана запинается, но потом продолжает: – кроме одного, правда. У нас и перекрестки есть, и железнодорожные переезды – со шлагбаумами и без. Только вот ни одного светофора в городе...

Нашу беседу с директором прерывает ученица.

– Оленька, с тобой сегодня будет заниматься не Василий Иванович, а новый инструктор. Из Москвы. Езжайте к озеру, тут недалеко, – Светлана заговорщически подмигивает.

Тут, на берегу этого озера фотограф и говорит:

– Сдай метров 200 назад и потихонечку на меня – панорама красивая выйдет!

И тут я понял многое...

У АВТОШКОЛ НАЧНУТ ОТБИРАТЬ ЛИЦЕНЗИИ

Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой РФ с участием прокуроров субъектов Федерации, выявила многочисленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Как сообщили в Генпрокуратуре РФ, во многих образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку водителей, уровень организации учебного процесса остается крайне низким.

Из-за нарушения Правил дорожного движения водителями со стажем до 3 лет происходит каждое девятое дорожно-транспортное происшествие.

Нередко лицензии на право подготовки водителей выдаются учебным организациям, не представившим заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

С учетом актуальности проблемы Генпрокуратура РФ предложила Министерству образования и науки России проверить, все ли автошколы соответствуют лицензионным требованиям, а качество обучения – законодательным стандартам.

КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА БЕЗОПАСНОСТИ «ЗА РУЛЕМ»

Если попытаться проанализировать приведенную Генпрокуратурой статистику, выходит, что молодые водители совершают лишь 1/9 часть всех аварий в России. А 8/9 происходит по вине опытных шоферов! То есть неопытные водители становятся участниками ДТП лишь в одном случае из девяти! Выходит, чиновники, отвечающие за безопасность, отчитываются о своей работе, даже не задумываясь над сутью собственных проверок...

Подпишитесь на «За рулем» в