Гляди в оба!
Если авто со шторами или наглухо затонировано, внутрисалонное зеркало вам без надобности: все равно в него ничего не видно.
Зеркала бывают с переключателем и без, цветными и бесцветными, панорамными и плоскими, а также с дополнительными секторами обзора.
Плоские зеркала без переключателей - "преданье старины глубокой". Таким может похвастаться владелец 403-го "Москвича" или другого подобного "старичка".
Зеркало с переключателем представляет собой клин из стекла с нанесенным на одну из его сторон зеркальным слоем. При переключениях, отражение видно либо в зеркальном слое (положение "день"), либо в лицевой поверхности стекла ("ночь").
Такое решение оправдывает себя при езде ночью, когда для ориентации вполне достаточно видеть фары идущих сзади автомобилей.
В городском потоке одного плоского зеркала маловато: полную картину происходящего позади с его помощью получить невозможно. Поэтому нередко автомобилисты навешивают на него панорамное. Сектор обзора у него побольше, только вот чем больше этот сектор, тем сильнее искажение расстояний, а заодно теряются и мелкие детали. На огромных зеркалах умещается на только вся дорога, но и стойки, крыша, задние двери и сам водитель. Смысла ставить такой "телевизор" нет. К тому же и ослепляет он немало.
Про зеркала с дополнительными секторами обзора многого не скажешь: единственное отличие здесь в том, что зеркало разбито на несколько составных частей, которые направляются в различные зоны обзора. Например, основа (большое зеркало) - назад, дополнительное (маленькое зеркало) - на левую "мертвую зону". Такие изыски особого почтения не сыскали - слишком неудобно переключать внимание с одного объекта на другой.
Встречаются зеркала цветные. Такими оснащают по большей части городские малолитражки, вроде "Оки". Тон зеркал может быть голубым, золотисто-желтым, реже - серым или коричневым. Голубое зеркало резко снижает возможность ослепления, а серое почти исключает его. У желтого максимум отражения в области наилучшей восприимчивости глаза. Поэтому любая картинка в нем четкая и ясная. Однако для безопасного маневрирования в городе не обойтись без наружных зеркал.
Штатные зеркала "пятерок" и "семерок" лучше заменить прямо в магазине. А что поставить взамен малюсенького, в ладошку размером, зеркальца?
Левое должно быть плоским, чтобы правильно оценивать расстояние. Зоны охвата хватает, поскольку расположено оно недалеко от глаз. Можно, конечно, поставить и сферическое, спасающее от мертвых зон, но с ним зачастую невольно подрезают едущих позади. Если польстились на него - не забывайте, что правое и левое сферические зеркала должны быть одной кривизны. Легковушке подходит зеркало с радиусом кривизны в 1200 мм.
Механизмы регулирования бывают рычажными, тросовыми и электрическими. Рычажный прост и надежен, но порой не обеспечивает весь диапазон настроек. Тросовым оперировать удобней, но нередки случаи, когда механизм "закисает" насмерть. Электропривод - просто роскошь.
Выбирая новые зеркала, приглядитесь к тем, что с обогревом. Они не намного дороже, а суровыми зимами избавляют от необходимости отскребать иней. Но бывает, что зеркала, которые должны оттаивать по велению вашего аккумулятора, подводят. Есть метод определить, насколько купленное устройство с обогревом надежно в морозы. Гляньте на зеркало с торца. Видите клеммы, которые отходят от зеркального элемента? К этим клеммам должны быть прикреплены провода, выходящие наружу. Все так? Очень хорошо. Не хуже и вариант, когда два слоя клейкой ленты прикрывают пленку нагревательного элемента. А вот если взору внимательного испытателя предстали паяные провода, то пиши пропало. При механическом воздействии (регулировке, например) пайка наверняка развалится. Самые дотошные проверяют целостность электронагревателя тестером. Для зеркал ВАЗа девятого и десятого семейств сопротивление нагревателя должно быть в пределах 8-10 Ом, для "Газели" 5,6-6,7 Ом. Отражение в салонном зеркале чуть темнее, чем в наружных. Поэтому тонировка на них может быть немного насыщенней.