Москва-Неаполь, далее везде. Первая часть.
Подготовка.
Путешествие задумывалось большое – уж если доедем до Европы, то посмотрим все! Восточная Европа, Германия, Франция и через Италию и Австрию обратно. Основная проблема заграничных путешествий это визы - не тратя деньги на турбюро, удалось решить ее самостоятельно. Нашел по интернету кемпинг под Парижем, связался с ним по электронной почте (во всех обжитых туристами местах в Европе достаточно английского языка), забронировал место на четыре дня, по кредитной карте произвел 30-процентную предоплату в размере 64 евро. В ответ по электронной же почте прислали подтверждение бронирования, которое является основанием для получения виз. Учитывая долгую дорогу на машине туда и обратно, визы запросили на три недели, а предупредительные французы выдали еще и мультивизы, вместо запрошенных однократных – оказывается, восточноевропейские страны пропускают транзитом только владельцев шенгенских мультивиз.
В России прокатных компаний раз, два и обчелся, выбор караванов в них весьма скудный. Более-менее подходящий вариант нашелся только в Питере. Четырехместный «LMC-Мюнстерлэнд» 1991 года выпуска имеет полную массу 1200 кг, что, как раз, соответствует максимальному значению для нашего буксировщика – 1,6-литрового стосильного «Форда-Фокус». Стоимость аренды каравана 1150 р. в сутки, плюс разовый сервисный сбор 5200 р. и плюс возвращаемый залог 30 тыс. р. Прицеп оборудован газовыми отопителем и плитой, мойкой, холодильником 12/220 В/газ, кассетным туалетом, душем, электрическим бойлером. Для его буксировки достаточно водительской категории В.
Подготовка машины свелась к минимуму – как рекомендует инструкция увеличил давление в шинах под полную нагрузку, долил масло до максимума (в путешествии уровень не падал, так что литровый запас привез обратно), взял герметик для колес, лампочки, предохранители, небольшой набор инструмента. Фаркоп с розеткой были установлены еще прошлым летом, купил только выносные зеркала заднего вида на кронштейнах (1700 р.), позволяющие видеть дорогу позади широкого прицепа.
Очень полезными оказались работающие от прикуривателя светильник на длинном шнуре и компактный 100-ваттный преобразователь 12/220 В, позволяющей на ходу в машине заряжать аккумуляторы фотоаппарата, видеокамеры, телефонов, плееров, а на стоянке даже подключать электробритву. Общие карты и подробные атласы почти всех европейских стран остались с прежних командировок, но, в принципе, их можно купить на любой заправке. Кроме того, просчитал несколько различных вариантов маршрута, пользуясь сайтом http://www.autotransinfo.ru/Trace/Default.aspx. Поскольку машина редакционная, само-собой приготовил доверенность с правом выезда за пределы РФ и путевой лист.
Первый опыт.
Гигантская гора вещей и снаряжения заняла половину квартиры, но, к удивлению, без проблем разместилась в многочисленных емкостях каравана – багажник машины оказался полупустой. Выехали только после обеда и к ночи по трассе М1 успели пройти 500 км до белорусской границы. Наш «Форд» держится молодцом – с пятью пассажирами, полной нагрузкой и тяжелым громоздким прицепом бодро держит крейсерские 90 км/ч. Правда, даже небольшие подъемы или встречный ветер заставляют переходить на IV передачу. При трогании и спокойном разгоне обороты не превышают трех-трех с половиной тысяч, для динамичного ускорения с первой волной легковушек приходится крутить мотор уже до четырех-пяти тысяч, но такая необходимость возникает редко. Первая заправка показала и неплохую экономичность автопоезада – около 11 л на сотню километров. Забегая вперед, скажу, что средний расход за отпуск составил лишь 10,6 л/100 км и, соответственно, пробег между заправками около 400-450 км.
В движении очень сильно чувствуется воздушный поток от тяжелых фур. Причем, как ни странно, в гораздо большей степени от обгоняющих, чем встречных – стоит лобастому грузовику приблизиться сзади метра на три, как невидимая рука начинает тянуть караван под него, тормозя наш автопоезд и одновременно стаскивая его влево. Приходится добавлять газ и интенсивно корректировать траекторию рулем.
Ночевали на охраняемой стоянке дальнобойщиков – всего 40 р. Насколько это удобнее и дешевле, чем искать к ночи гостиницу на пятерых! А вот и неприятный сюрприз, не осознанный поначалу – никакого электричества без подключения к внешней розетке на 220 В в нашем караване нет. Соответственно, нет света, без электронасосов не работают ни водяные краны, ни душ, ни слив в туалете. Пришлось доставать из багажника припасенные светильник и пятилитровые фляги с водой. Зато, работающий на газу холодильник исправно выдал запотевшую банку пива…
Восточная Европа -- границы, границы…
Утром перед белорусской границей заправились под пробку и купили необходимую в Европе грин-карту (страховку) на прицеп (830 р. на месяц). Страховка на машину была оформлена еще в Москве (1489 р.) Границу проскочили очень быстро, без проверки документов и досмотра, не пришлось даже выходить из машины. Шестьсот километров до Бреста – это отличное, хорошо обустроенное четырехполосное шоссе с двухуровневыми развязками, чистыми просторными площадками для отдыха, аварийными телефонами и без единого гаишника. На специальных пунктах четыре раза платили за проезд по 129 российских рублей. Обменники есть лишь у границы (12 рос. р. за 1000 бел. р.), однако на бензоколонках принимают и рубли, и евро, и доллары, хотя и не по выгодному курсу. Правда, есть один нюанс – операторы АЗС обязаны давать сдачу в той же валюте, в которой вы платите, но, скажем, с сотни долларов или евро ее может не быть и в заправке могут отказать, поэтому лучше иметь мелкие купюры. Бензин дорогой, 95-й стоит 2200 белорусских рублей, 92-й -- 1930 бел. р., дизтопливо -- около полутора тысяч, газ -- 820 бел. р.
Вечером прибыли в Брест … и ужаснулись количеству машин в накопителе – говорят, стоять здесь часов восемь! При этом, большинство это местные жители, промышляющие приграничным бизнесом: кто бензин в баке возит, кто мелкие партии товаров, кто битые машины на прицепах. Какие-то проходимцы за $ 150 пообещали провести без очереди «по дипломатическому каналу». Пошел к пограничникам выяснить ситуацию в расположенном неподалеку погранпереходе в Домачево. В результате доброжелательные пограничники пропустили нас на территорию таможенного поста без очереди.
На посту работа организована довольно бестолково – опытные люди сноровисто собирали какие-то подписи и печати в разные бумажки и ехали дальше, а я беспомощно тыкался в разные закрытые двери. В конце-концов, пройдя, вроде бы, все инстанции въезжаю на узенький мост, ведущий на польскую территорию -- и тут выясняется, что нас еще не осмотрели поляки! Как я материл все эти границы, пятясь с норовящим сложиться караваном по мостику в ночной тьме! А потом еще поляки с полчаса искали контрабанду в караване, осматривая с фонариками головки винтов и шурупов. В общей сложности потратили здесь четыре часа – в основном на ожидание разных проверяющих.
Едва отъехав от границы, нашли довольно большую бензозаправочную станцию, встали рядом со спящими фурами и без сил завалились спать (1178 км от Москвы). Утром оказалось, что за стоянку ничего платить не надо, а на АЗС есть душ по пять злотых или 1,25 евро с человека – позавтракали, искупались, залили воду и отправились дальше. Дороги в Польше узкие, почти повсеместно ремонтируются, автострад нет, поэтому приходится тащиться через населенные пункты. Поляки часто ездят с превышением скорости, разметку не соблюдают – в общем, как дома в России. Поразило обилие фирмочек, по изготовлению памятников -- придорожная реклама «нагробок» встречается на каждом шагу. Как и в Белоруссии поменяли деньги на бензин, купили мороженное, фрукты, хлеб – супами, консервами и другой «серьезной» едой на первое время запаслись еще дома. Топливо здесь стоит уже почти по-европейски – 4,4 злотых за литр АИ-95, что составляет 1,14 евро.
Мы поворачиваем на юг.
В Польше пришлось корректировать маршрут – в отпуск мы выехали позже запланированного, суточный пробег с караваном оказалась лишь километров 500-800, да и осознали, наконец, что замахнулись слишком серьезно. В общем, решено было ехать не на запад в Германию-Францию, а отправиться сразу южнее в Италию через Словакию и Австрию.
К югу местность стала холмистой, пошли горы – здесь уже, чтобы поддерживать темп, приходилось крутить мотор тысяч до четырех, сожалея, что в нем всего сто сил.
К слову, на неровной дороге скорость часто ограничивает не мощность тягача, а продольная раскачка прицепа, который сильно дергает корму машины вверх и вниз. В Кракове втиснулись на какую-то парковку, побродили по центру, посмотрели королевский замок на холме Вавель, одну из крупнейших в Европе Рыночную площадь, разбитую еще в 1257 году по велению Болеслава Стыдливого,
Суконные Ряды – в одном из проходов здесь висит нож, которым отрезали уши ворам. Ужинали в кафе, ночевали за городом около АЗС вместе с большими грузовиками (1646 км от дома).
Словацкую границу проходили в Звардоне – переход вообще пустой, местные водители даже не останавливаются, лишь показывают на ходу какие-то документы. Мы потратили минут двадцать – пограничники мимоходом заглянули в багажник и караван, да поставили очередные штампики в паспорта. Вокруг очень красивые горы, похожие на Карпаты, ухоженные дороги, доброжелательные люди.
В Тренчине бродили по городу, лазили на древний замок XIII века – чуть не свернули головы, но получили массу удовольствия. По причине отсутствия местных денег (обменника не нашли) машина с прицепом стояла бесплатно на платной стоянке, но штраф получить не успели.
Словакия совсем небольшая, а мы и вовсе прихватили лишь уголок, так что проехали без заправки. Вечером поужинали в караване на окраине Братиславы и сразу за ней оказались на австрийской границе (от дома 2037 км). Граница похожа на предыдущую – местные лишь притормаживают, нас слегка досмотрели (пассажиры даже не выходили из машины), проштамповали паспорта и пропустили.
Настоящая Европа.
Еще час пути – и мы уже в Вене. Поздно вечером нашли кемпинг -- никого нет, офис закрыт, но ворота настежь и вся инфраструктура работает. Въезжай, выбирай место, размещайся, купайся-стирайся, в общем, живи, а расплатишься, когда надумаешь уезжать. Нам из всего этого великолепия нужен был лишь душ, а живописную бесплатную стоянку мы себе уже присмотрели на берегу Дуная в тихой «марине» около причала с катерами.
Утром проснулись от цокота копыт – по набережной в сторону центра одна за другой катили старинные кареты. Позавтракали, отцепили «Форд» от каравана поехали следом. Бросив машину, целый день бродили по городу: Хофбург, Бельведер и Шебрунн, соборы Святого Стефана и Святого Михаила, катание на карете. Удивительно, в музее стоит клавесин на котором можно поиграть – девчонки устроили настоящий концерт, впору было идти со шляпой по кругу.
Вечером отправились в парк аттракционов в Пратере: катались на самом старом в мире колесе обозрения, гоняли по всяким русским и американским горкам, крутились на каких-то сумасшедших аттракционах. А когда совсем стемнело, слетали в космос – катапульта выбрасывает клетку с парой кресел метров на семьдесят в небо! И потом тебе вручают еще DVD-диск с записью перекошенных физиономий космонавтов во время полета! В общем, оттянулись по-полной, оставив в Вене все силы и около трехсот евро.
На другой день отправились дальше – по дороге на юг к Грацу пошли уже серьезные горы, кое-где видны заснеженные вершины, на отличном четырехполосном шоссе множество туннелей. Первый раз после Польши заправились (1,27 евро за литр 95-го) -- показалось, что на австрийском топливе машина бежит лучше. Другие караваны стали встречаться только здесь, но все равно их мало, в начале июля сезон путешествий только начинается. К середине дня, пройдя три с половиной сотни километров, оказались уже в Италии…
(Окончание читайте в следующем материале.)
Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (с изменениями от 08.09.00г., 21.11.01г.)