Учись, студент!
Приключилось вчера. Взялся подвезти меня на работу один старый знакомый. А я-то что? Чего отказываться? Во-первых, свой бензин экономишь, а во-вторых, когда еще перекинешься парой-тройкой слов с человеком, который за баранкой уж лет тридцать и на этом деле не одну собаку съел? Во всех смыслах полезная поездка.
Только вот спокойно за беседой катили недолго. Водила-то такой, что меньше сотни на спидометре даже в городе не дает - несолидно. Летим мы, значит, на крыльях всепобеждающей любви к автомобилизму: я на собеседника смотрю, он - на меня. А дорога? А чего там интересного?
Оказалось, кое-что все же было. Дорожники яму разрыли и оградили ее какими-то железками. В них-то мы по невнимательности и зарулили.
«Десятка» новая почти. Жалко до слез. Фар как не бывало, царапин - тьма, даже номер помялся. Хорошо хоть знак - мужик с лопатой в красном треугольнике - не сбили, а то и того хуже было бы. Но на него-то рулевой среагировал, а вот с траншеей, видать, не судьба...
А если честно, то там никакая судьба бы не выручила: как огибать яму в пять метров шириной, если знак предупреждает о наличии последней только за скромные 2,5 метра? А должен минимум за десять. Я Правила читал - знаю!
- Ну все, - говорю, - попали строители! - а сам кровожадно так ручонки потираю.
- Молод ты еще да горяч, - с непонятным спокойствием реагирует шофер. - Сиди в машине, не суйся!
- Ну, дядь Сереж... - начинаю канючить, - дай-ка я их... препарирую.
- Сказано - сиди.
Сижу. Гляжу в окно на этот цирк. Сергей Анатольевич, здоровый мужик, вместо того чтобы на месте суровым взглядом изобличить виновного, который «сэкономил» на дорожной антиаварийности восемь метров, и наказать злоумышленника за преступную халатность хлестким апперкотом (КМС по боксу!), неожиданно начинает вести миролюбивый диалог. Слышится странное.
- Мужики, так разэтак! Что ж вы копаете-то с такой скоростью?!! Утром ехал - ничего не было. Да я подумать не мог, что тут яма. Ой! Да вы и знак выставили??! Все по правилам. А я, дурак, еду - забазарился вон с пацаном - на дорогу не гляжу. Эх, машина новая - жалко. Спасибо, хоть застраховал. Денег на ремонт дадут. Но надо ГАИ вызывать. Справка нужна для страховщиков - иначе чини за свой счет. Мужики, я все на себя беру. Сам виноват. Валер! - кричит мне. - Глянь: они-то и знак выставили. Все правильно! А я дурак, ну дурак! Звони в ГАИ!
Через полчаса приезжают двое на машине с мигалками. Оранжевые жилеты копают с особым усердием. Даже не смотрят в нашу сторону: мол, не до вас, работы полно.
Сергей Анатольевич вылезает из кабины, вальяжно двигает к сине-белым.
- Вот, - говорит, - товарищ генерал - роют, а знак выставили только за три метра (тыкает пальцем в стойку, на которой мужик с лопатой), а по Правилам знак 1.23 должен красоваться не ближе чем за 10. Нарушают!
- Дело ясное, - рапортует гаишник и подзывает бригадира.
Тот нехотя двигает в сторону машины ДПС. Думает, наверное, что зовут в протоколе (где вместо текста одно только «ой, дурак я, дурак...») расписаться. А там... На деньги, словом, ставят.
Составили протокол. Договорились про компенсацию ущерба. Едем.
- Это ты все, - спрашиваю, - зачем, дядь Сереж, отчудил?
- Молод ты еще и горяч, - повторяется дядя Сережа. - Ну сам подумай! Скажи я им, что знак стоит ближе, чем надо, и за это они нам денег должны - они просто возьмут и переставят. Потом никаким судом не докажешь, что до аварии он стоял не там. У меня один свидетель - ты, а у них вся бригада - человек пятнадцать. Понял?
Понял. Век живи - век учись.