Неприметная вмятина
Читатель, конечно, заметил, как много внимания мы уделяем системе охлаждения. Это не случайно: ведь для «здоровья» двигателя охлаждение не менее важно, чем смазка. Откажет питание или зажигание – мотор просто остановится. А вот нарушения теплового режима неопытный водитель может и не заметить, но в этом случае двигатель выходит из строя, а владелец оплачивает дорогой ремонт!
О фокусах системы охлаждения любой ремонтник может рассказывать долго. Случаются и такие, что причину с ходу не найдешь, а найдя, не сразу объяснишь. Многие дефекты интернациональны: если гаражный «дядя Вася» дорвется до ремонта иномарки, результат будет таким же, как на «Волге» или «Запорожце». Прав был Марк Твен: «Неудачливые молотобойцы становятся часовщиками». А в наш век – авторемонтниками.
…«Жигуленок» попал к нам с банальной, на первый взгляд, проблемой – недостаточно эффективным охлаждением. Важная деталь: двумя годами раньше, по словам хозяина, мотор ВАЗ-2103 не перегревался даже на серпантинах Кавказа, но после той поездки случилось немало событий. К 120 тысячам машина стала вянуть, и хозяин обратился к гаражному «умельцу». Тот притер клапаны – мотор ожил. Грянули морозы, и водитель, в гололедицу ездивший потихоньку, даже не подозревал о возможных проблемах с охлаждением. Лишь весной заметил, что у «семерки» появился ограничитель – при скорости за сто стрелка температуры настырно лезла в красную зону!
К 145 тысячам хозяин трижды поменял термостат, поставил мощную «нивовскую» помпу и новый радиатор, в верхний патрубок которого врезал датчик температуры – пусть вентилятор включается раньше! Даже прокладку головки менял дважды. Головку проверял – никаких признаков коробления. Но машина упрямо перегревалась. Тогда блок двигателя расточили в солидной фирме, сделали платохонингование, заменили поршни, кольца, клапаны. Но вскоре стало ясно, что на тяжелых режимах мотор все же перегревается.
В этом состоянии машина попала к нам. И что же? На холостом ходу – ни прорыва газов в охлаждающую жидкость, ни роста температуры. А при повышенных нагрузках кипит! В «Тосоле» видна многообещающая муть: между камерами сгорания и системой охлаждения свищ! Но – где? Состояние прокладки, заглушек и т.д. мы, конечно, проверим. А если в головке трещина? Убедившись, что параметры приборов зажигания и питания в норме, головку сняли для опрессовки – но она даже не потребовалась. Часть открывшейся картины – на фото.
Не сразу разглядели вмятину на привалочной плоскости возле первой камеры сгорания: явный след неаккуратного обращения «мастера» со снятыми деталями. Этой забоины хватило, чтобы возникли проблемы с охлаждением – обжатая прокладка не спасла от прорыва раскаленных газов в рубашку охлаждения. Напомню: мотор стал перегреваться после вмешательства «дяди Васи», но до основательного ремонта с хонингованием. Виновник известен, ему и «спасибо». К счастью, до особо тяжелых последствий не дошло. На кромках трех выпускных клапанов при тщательном изучении обнаружили микротрещины, у одного трещина была уже развитая – длиной миллиметров восемь, с выходом к стеблю клапана. Это настоящее «начало конца». Таковы результаты неоднократного перегрева.
А ведь нынче на рынке полно приспособлений для грамотного обращения с деталями: от рассухаривателей клапанов до стендов для закрепления головки. На худой конец, в гараже эту роль выполнит простой деревянный брус – лишь бы привалочной плоскости головки не коснулся грубый металл верстака или разбросанных по нему ключей.
Закончилась история фрезерованием привалочной плоскости головки. Сняли слой толщиной всего 0,08 мм, что не повлияло на работу двигателя в будущем.