Вернуть зрение
Каковы основные требования к стеклоочистителю? На низкой скорости его щетки должны делать 30–40 взмахов в минуту, на высокой – 55–70 взмахов. Но если щетки, не справляясь с потоком воды, вынуждают снизить скорость, сетовать не стоит: «утонувшие» щетки – сигнал об угрозе улететь с дороги. В таком потопе возрастает риск аквапланирования.
Конечно, если из-за неисправностей щетки еле шевелятся, им не справиться и с легким дождиком. Щетки прижаты пружинами, в помощь которым применяют и аэродинамические «лопатки» на поводках. Но в результате нагрузка на электродвигатель больше – значит, он должен быть достаточно мощным.
На некоторых автомобилях, особенно универсалах, заднее стекло жадно притягивает брызги воды и пыль. Тут сам бог велел тоже поставить дворник, что и стало законом. Наконец, никого уже не удивляют дворники на фарах. Насколько они полезны, понимаешь, лишь сравнив машину с ними и без них. Впрочем, сегодня им на смену приходят омыватели фар высокого давления.
Устройство стеклоочистителей развивалось вместе с автомобилем. О том, что когда-то они приводились механически – от двигателя, давно забыли. Затем появился электропривод. Сначала двухскоростной (первая скорость с питанием через резистор, вторая напрямую) – например, на многих «москвичах», начиная с модели «403», «волгах» и т.д. На «жигулях» уже был стеклоочиститель с паузой: ее задавало тепловое реле. На «восьмом» семействе внедрили трехщеточный электромотор, в котором дополнительная щетка сдвинута относительно электрической нейтрали на некоторый угол: тем самым достигнута более высокая частота взмахов. Здесь же впервые появилось штатное реле дворников электронного типа, задача которого – сразу выходить на заданный интервал. При включении омывателя это реле обеспечивает 4–5 взмахов щеток. Эта «идеология» пришла с иномарок и ныне широко применяется.
Если дворники вдруг замерли, сначала внимательно присмотримся: возможно, соскочил провод, сгорел предохранитель или что-то попало между деталями привода. Найдя причину, новичок вырастает в собственных глазах – вот он, первый опыт!
Многие неисправности электрической части дворников традиционны. Весьма типичный случай – окисление контактов в разъемах или грязь в них. В старых «жигулевских» системах, случалось, подгорали «разрывные» контакты. Из-за этого щетки (см. выше) могли как бы зависать в промежуточных положениях, не возвращаясь к исходному. Если дворники остановились, есть резон сначала проверить, поступает ли «плюс» на отвечающий за них предохранитель. Нет – сделаем перемычку и подадим его с любого контакта, где напряжение есть. А устранить неисправность можно и потом... Здесь уместно напомнить, что в соответствии с требованиями ПДД езда в дождь не допускается, если неисправен дворник на стороне водителя. Например, при поломке поводка его заменяют соседним (на тех автомобилях, где их размеры идентичны).
Чаще всего дворники отказывают зимой. Виноват, как правило, владелец, забывший такие несложные правила:
1. Перед включением дворника (а также и омывателя) очистить щетки и остальные детали привода от снега и льда.
2. Оставляя теплый автомобиль на улице, отвести щетки от стекла, чтобы позже они к нему не примерзли, иначе мотор при включении испытывает перегрузку.
3. Не устанавливать длинные, нестандартные щетки – они могут цеплять обрамление стекла.
4. При отказе дворников из-за перегрузки мотора не паникуйте – скорей всего через несколько секунд биметаллический предохранитель восстановит питание. Если ситуация повторяется, выключите дворники и постарайтесь устранить причину перегрузки. Иногда удается запустить механизм, подняв одну или обе щетки. А когда смазка в шарнирах разогреется, они заработают и по стеклу.
Питание +12 В подается от АКБ 1 на замок зажигания 2, далее на блок предохранителей 3, подрулевой переключатель 4, а с него на мотор дворников 7 через реле паузы 6, либо напрямую, после чего через биметаллический предохранитель 8 замыкается на «массу». Предохранитель защищает обмотки электродвигателя от перегрузки в случаях, когда механизм чем-нибудь заблокирован: примерзли щетки, закисли шарниры, в трапецию попала тряпка и т.п. Отдельно через выключатель дворников питается мотор 5 омывателя.
При подаче питания на двигатель 2 начинается движение щеток. Кулачок 3, соединенный с двигателем червячной парой, начинает поворачиваться. В тот момент, когда щетки займут «положение покоя», его выступ разомкнет нормально замкнутые контакты 4, через которые идет питание двигателя после отключения переключателя 1, и механизм остановится. Таким образом, и от короткого щелчка рычагом переключателя щетки сделают полное движение – они не зависнут в промежуточном положении. Конечно, если переключатель 1 оставить в положении «включено», дворник работает непрерывно.
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ЗАДНЕГО СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ
Хорошо видны сам двигатель 1, контактная группа 2, ось 3 червячной пары (внутри – кулачок или скользящий контакт в разных вариантах), биметаллический предохранитель 4. Эти компоненты есть в любом стеклоочистителе.
Неисправности стеклоочистителей можно разделить на механические и электрические, порой они взаимосвязаны. Например, из-за большого трения в закисших шарнирах электромотор работает с повышенной нагрузкой – обмотки перегреваются, срок службы снижается, пока мотор совсем не откажет. Многочисленные шарниры трапеции стеклоочистителя следует регулярно смазывать, не пропуская ни одного! Например, щетка дворника фары при взмахе поводка совершает довольно сложное движение – этому ничто не должно мешать. Колпачки, защищающие от грязи и влаги оси поводков, не должны иметь трещин, сами же оси и втулки тоже требуют смазки.
«Служебный» контакт 1 необходим для правильной работы реле паузы (раньше было тепловое, нынче электронное). При вращении кулачка 3 не только разрываются замкнутые контакты – нижний и средний на схеме, но и подается синхронно сигнал на реле паузы, устанавливающее режим задержек. Для непрерывной работы стеклоочистителя питание подается на мотор 4 в обход контактной группы, по электроцепи 2.
Фрагмент принципиальной схемы двухскоростного стеклоочистителя с паузой, ныне принятой заводами России. Электродвигатель 4 получает питание через подрулевой переключатель 2 и реле паузы 3. В прерывистом режиме замыкаются контакты переключателя 53–53е и 53а–J и подается питание на щетку Щ1. Для включения непрерывного режима первой скорости (второе положение рычага) замыкаются контакты 53а–53. Для непрерывного режима второй скорости подается питание на щетку Щ2 через замкнутые контакты 53a–53b. При включении омывателя 5 питание через контакт W подается на контакт 86 реле паузы и на моторчик омывателя. После отключения мотора омывателя реле паузы обеспечивает еще 4–5 взмахов дворников, что предусмотрено его схемой.