Огоньку не найдется?
Собственно, это была не совсем премьера, скорее закрытый показ за 20 дней до официальной презентации концепта на Франкфуртском салоне. Публика специфическая: автомобильные журналисты со всей Европы выступали в роли кино- и театральных критиков. Сходство усиливалось тем, что предстояло осмотреть новинку, но не ездить на ней: концепт-кар для этого не вполне пригоден. Наконец в зале гаснет свет и на сцене появляется главное действующее лицо... Так вот какой будет новая «Фиеста»!
– Нет, это не «Фиеста», – поправляет Мартин Смит, директор по дизайну европейского «Форда». – Данный концепт-кар – воплощение нашего «кинетического дизайна» (успешно опробованного на S-max и «Мондео») в малых формах. Автомобиль действительно относится к В-классу, но насколько он близок к будущей «Фиесте» и к серийному производству, пока говорить рано. Дождемся реакции публики...
Что ж, взглянем на маленький «Форд» повнимательнее – этого от нас, критиков, и ждут!
При всех удачных решениях и общем положительном впечатлении мне показалось, что «Форд» напрасно осторожничает, называя «Вёрв» лишь пробой пера, адаптацией удачного стиля к малому классу. В нем сегодня немало интересных машин, положа руку на сердце – пропорциями и отдельными решениями напоминающих этот концепт-кар. Надо бы торопиться и заменять им «Фиесту» уже в будущем году. Зажигайте! Сейчас-то «Вёрв» смотрится модно (а должен бы – футуристично), но как он будет выглядеть в 2009-м?
...После премьеры я пытался вспомнить «форды» прошлых лет – из тех, что еще встречаются на наших улицах. Всплыл безликий «Эскорт», потом пришли на память страшненькие (простите, не хочу обидеть) «Торус» и «Скорпио». Затем – удививший новыми гранями первый «Фокус», чрезвычайно удачный его наследник, теперь громкое слово сказал кинетическим дизайном мини-вэн S-max, за ним следуют оригинальный «Мондео» и «Вёрв». Чувствуете тенденцию? О дизайне автомобилей «Форд» уже хочется рассуждать: амбиции фирмы стать одним из законодателей моды очевидны! Ширпотреб и мода сливаются, грань между кино не для всех и блокбастерами стирается – получается просто хороший фильм, без ярлыков. Авторов и зрителей остается только поздравить.
Неудобное для русского уха (а также языка и глаза) имя «Вёрв» (Verve) переводится как живость и яркость описания; иначе говоря, с огоньком. Его автор сделал хороший выстрел, емко передав первое впечатление от концепта в самом названии. С удовольствием вижу намек, что следующий компактный «Форд» сменит устаревшее имя на более энергичное, а журналисты избавятся от штампа «а у нас «Фиеста».
Кинетический дизайн – значит автомобиль едет, даже когда стоит. Что же, поднаторев на крупных машинах, дизайнеры «Форда» успешно создают иллюзию движения и в малых формах. Кстати, небольшие машинки зачастую покупают именно сердцем, когда машина «просто нравится», привлекает внешне (Гран-при «За рулем» это доказал). И здесь прекрасная половина потенциальных потребителей – несомненные эксперты; не зря специалисты фирмы «тестировали» концепт на женской аудитории.
При ближайшем рассмотрении симпатичной машинки выяснилось: до серии действительно ой как далеко! «Вёрв» – макет, в котором я нашел интересные и спорные, красивые и откровенно неудачные решения. Цветные ремни безопасности стали элементом дизайна – здорово! А вот сам свекольный колер концепта, многократно повторенный в деталях интерьера, включая обод баранки, быстро приелся и захотелось чего-то более сочного.
Узнаете мотивы центральной консоли? Да-да, мобильный телефон, чтобы к «Вёрву» быстрее привыкали. До сих пор только у вас в кармане было чудовищное устройство, которому для трех простейших действий нужны четыре кнопки и джойстик; тут оно разрослось до размеров дыни, захватило управление навигацией и радио... Прощай, музыка! Ей-богу, лучше бы эргономисты «Форда» взялись за мобильники – сделали же они прекрасную магнитолу на «Фокусе». Не просто красиво, но еще и удобно, функционально – вот что значит автомобильный опыт. Здесь почему-то произошло наоборот – принципы управления «мобильниками», которым от роду неделя, поспешно перенесены в такой ответственный механизм, как автомобиль, невзирая на традиции. Будем надеяться, до серии эта штука не дойдет... Кстати, на первых рисунках дизайн консоли был интереснее и, возможно, удобнее.
Один из этапов создания концепт-кара – полномасштабное макетирование. В этом ракурсе отчетливо видно влияние нового «Мондео» – вот оно, посверкивает, занимая весь «угол» кузова.
«Вёрв» начинался с рисунков. По скетчу легко заметить, что «в железе» автомобиль немного успокоили и придали чуть больше индивидуальности. Здесь мне все время видится характерная прорезь, огибающая сзади колесную арку, как у S-max, а оформление передка и вовсе вызывает ассоциации с... «Сивиком».
Ныне выпускаемая «Фиеста» уже стремительно устаревает, хотя модели всего пять лет. Полагаю, смена ей подоспеет через год-два, и скорее всего, она все-таки будет очень похожа на показанный нам «Вёрв».