Ноев ковчег
Вспомним задачу № 55: откачав из смотровой ямы гаража грунтовую воду, хозяин опустил туда стальной водонепроницаемый кессон. Загнал машину в гараж, а несколькими днями позже столкнулся с неприятностями. Что же произошло?
Ответов пришло рекордно много – видно, наши люди знают толк в гаражной жизни. Да и как иначе: один держит в яме огурчики, у другого там бар с музыкой и диванчиком. И все отвечают верно: «Кессон поднял автомобиль».
Многие вспомнили случаи серьезных повреждений кузова и самого гаража, ехидно любопытствуя, сколько валидола съел «акванавт».
Да, физику не обманешь. Наблюдательный Архимед лишь сформулировал закон, который в природе и без него прекрасно действовал. Вот и в злосчастном гараже все происходило «по Архимеду».
Допустим, вес пустого кессона 600 кг, длина 4 метра, ширина метр, высота полтора, борта – до краев ямы. Итого 6000 литров. Незакрепленный будет на плаву вытеснять столько килограммов воды, сколько сам весит, и погрузится в воду на 15 см.
Если такой кессон опустить в яму, полную воды, он будет неустойчив – опрокинется. А вот при подъеме вместе с водой упрется в детали под днищем машины, его осадка начнет увеличиваться, пока колеса не оторвутся от пола.
С дальнейшим подъемом воды осадка сохранится постоянной – 40 см для машины весом 1000 кг. Если вода в яме на уровне метра, то борта кессона, погруженного в нее на 40 см, выше краев ямы на 60 см. Примерно на этой высоте будет днище кузова.
Если вода зальет яму доверху, машина, теоретически, окажется еще на полметра выше; некоторые считают, что она упрется в потолок низкого гаража, помнет крышу и т.д. Как будет на деле – зависит от ряда обстоятельств.
Кессон, установленный в яме с большими зазорами, скорей завалится набок вместе с машиной, нежели поднимет ее доверху. И тогда она получит «соответствующие» повреждения, показанные в ряде писем, включая сочинение победителя.
Что же делать Афоне? Самые отчаянные советуют вырезать «болгаркой» дыру в стенке кессона, пролезть внутрь и пробуравить отверстие в днище. Дескать, ловкий мужик успеет ретироваться раньше, чем мышеловка захлопнется. А вдруг застрянет? К тому же электроинструмент и вода – опасные соседи!
Другие предлагают откачать воду из ямы «за пределы гаража». Вроде бы логично. А на деле насос будет состязаться с поступающей извне водой – справится ли? Разумней перекачивать воду из ямы внутрь кессона. Конечно, это серьезная задача. Надо установить насос в щели между кессоном и ямой, протянуть шланг и провод питания, что уже непросто. К тому же кессон, опускаясь, не должен их повредить. Проще всего взять да напустить в кессон воду – хоть из ближайшего пруда.
Если бы гараж был возведен на сухом холме, где нет проблемы грунтовых, подземных вод, то и наша задача была бы не актуальна. Но для подобного строительства очень часто отводят такие земли, что только русский автолюбитель-энтузиаст с подарком согласится! В таких местах что-либо строить – головоломная задача, даже если это всего лишь погреб для картошки. Здесь и относительно сухим летом от воды уберечься трудно, а как ее отводить? Самотеком – чистая утопия, ведь гараж-то в низинке. А постоянно выгонять воду электронасосом – занятие разорительное. Вот и остается варить кессон. Но делать по-умному.
Например, как можно надежнее закрепив кессон. Узлы крепления, фундамент, пол гаража и т.д. должны с запасом держать нагрузку в несколько тонн, иначе при «большой воде» начнут трещать.
Многие считают, что на время половодья кессон нужно затапливать, а когда стихия угомонится, воду удалять. Такие советы мы нашли во множестве писем, включая нашего победителя.
Кроме того, нам напомнили, что на зиму воду нельзя оставлять ни в яме, ни в кессоне – если замерзнет, наделает бед.
Поздравляем Сергея Пыжова с победой в этом туре!
ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА?
С конкурсом знатоков ЗР читатели знакомы уже давно. Многие называют рубрику интересной, нужной, полезной – нам, авторам задач, читать эти отзывы очень приятно. Но нельзя же ей оставаться неизменной! Поэтому наступающий 2008 год мы начнем с подведения итогов пятилетней работы, сделаем некоторые любопытные, на наш взгляд, выводы и обязательно поделимся новыми идеями.
Всех, кто принимал участие в нашем конкурсе, искренне благодарим!
Отдел эксплуатации