Дело – труба
«Коридоры кончаются стенкой, а туннели выводят на свет», – пел Владимир Высоцкий. И неспроста: попав в длинный туннель, человек инстинктивно стремится к свету, то есть к выходу. Но если все так страшно, то зачем они нужны? Все просто: дорога в обход порой на десятки километров длиннее. Вот и старается «человек ленивый» обмануть реку, просверлить огромную гору; туннель – это большой подкоп, придуманный амбициозными прямолинейными людьми.
Туннели сохраняют нам время, силы и топливо, но, бывает, крадут жизни: уцелеть в аварии под землей, особенно если она сопряжена с пожаром, мало шансов.
BIG DIG, США.
Самая дорогая трасса в Штатах.
Big Dig – неофициальное название центральной артерии Бостона длиной 5,6 км. Обсуждать ее необходимость начали еще в 70-х, когда стало ясно, что береговую линию, деловой центр и дорогу в аэропорт необходимо объединить, создав аналог «смесителя», перенаправляющего транспортные потоки. За основу взяли железнодорожное соединение между двумя бостонскими вокзалами. В 1985 году постройку оценили в $2,8 млрд. Рональд Рейган наложил на проект вето – дорого. Позднее вето преодолел конгресс, и к 2006 году, когда большую стройку завершили, затраты составили аж $14,6 млрд. Это – самая дорогая дорога в США.
Ни одна крупная стройка не обходится без скандалов – Big Dig буквально насыщена ими. Грязные истории с отмыванием денег, кражи, убийства, факты использования низкокачественных стройматериалов. Генеральный прокурор штата Массачусетс до сих пор требует от строителей вернуть налогоплательщикам $108 млн.
Кроме того, процесс строительства то и дело осложнялся. Чего стоят неожиданные археологические находки на пути туннеля и история с миллионами грызунов, вынужденных искать новое место жительства из-за разрушения старого – подземного. Экологи были в ярости.
Big Dig состоит из Ted Williams Tunnel и моста Zakim Bunker Hill Bridge. Одно из семи инженерных чудес света.
ТУННЕЛЬ ПОД ЛА-МАНШЕМ ИЛИ CHANNEL TUNNEL, Франция–Великобритания.
Второй по длине железнодорожный туннель в мире и первый подводный. Длина туннеля – 50,45 км, из них под водой проходит 37,9 км. Средняя глубина от поверхности дна – 45,7 м, максимальная – 60 м.
История проекта отсчитывается от 1802 года, когда Альбер Мэтью-Фавьер, французский инженер, предложил построить туннель для лошадиных повозок. Дорога должна была освещаться масляными лампами, а посередине пути предполагалось организовать искусственный остров, чтобы лошади могли подышать свежим воздухом. Стоимость оценили в 1 млн. фунтов – по тем временам сумасшедшие деньги. Бесперспективные предложения инженеров на этом не закончились, но с нулевой точки проект сдвинулся только в 1984 году – идею возродили правительства обеих стран. Рассматривалось четыре проекта переправы: два варианта железнодорожного туннеля, автомобильный туннель и мост. В 1987 году остановились на первом варианте.
На протяжении семи лет 13 тыс. рабочих двигались навстречу друг другу под управлением англо-французской компании Trans Manche Link – консорциума из 10 строительных компаний и пяти банков. Первого декабря 1990 года настал исторический момент – двое водителей проходческих машин встретились посередине туннеля. Впервые за 8,5 тыс. лет со времен ледникового периода стало возможно пройти пешком из Великобритании во Францию. Шестого мая 1994 года президент Франции Франсуа Миттеран и королева Англии Елизавета II торжественно открыли туннель, который обошелся в 10 млрд. фунтов.
Подсчитано, что каждый час из туннеля вывозили в среднем 2400 тонн земли. А мела, которого вывезли 4 млн. кубометров, хватило для постройки целого полуострова площадью 0,36 км2, на котором разместили парк аттракционов.
Инженерное чудо света состоит из трех параллельных туннелей: двух железнодорожных, диаметром 7,6 м, и сервисного – между ними. Возможны три типа перевозок: «челнок» для транспорта, пассажирский поезд и грузовые перевозки. В 2005 году туннель перевез 2 047 166 легковых автомобилей, 1 308 786 грузовиков и 77 267 автобусов, 8,2 млн. пассажиров. Поездка занимает 20 минут и для небольшого легкового авто стоит от 95 до 210 евро.
Это слишком дорого, по мнению европейцев, и туннель уже несколько лет балансирует на грани банкротства.
CHESAPEAKE BAY BRIDGE-TUNNEL, США.
Мосто-туннель.
Что это – мосто-туннель или туннеле-мост? Скорее – мосто-туннель, так как надводная часть у него длиннее подводной. Длина – 37 км. Сооружение проходит через два канала и четыре острова. Инженерная находка, на которую потратили 200 млн. долларов, заключается в том, что мост через Чесапикский залив в штате Вирджиния уходит под землю на одном из искусственных островов и выходит наружу на другом через 5,423 км. Таким образом, переправа не мешает движению морского транспорта, а на одном из островов организована удобная площадка для ловли рыбы, рестораны и магазины подарков – многие местные приезжают на остров просто провести время. Мосто-туннель сократил путь из пункта А в пункт Б на 152 км и 1,5 часа.
Движение на мосту организовано по четырем полосам, в туннеле пока по двум, но планируется расширение. Проезд в один конец обходится в 12 долларов, а за порядком на объекте следит отдельный департамент полиции.
Дорога открыта в 1964 году и с этого момента по ней проехало около 67 млн. автомобилей. На мосто-туннеле каждые пять лет проводят плановые работы, которые продолжаются ровно пять лет – как раз до следующей проверки.
CROSS-HARBOUR TUNNEL, Гонконг.
Самый загруженный туннель в мире.
Длина первого подводного туннеля в Гонконге – 1800 м. Он соединяет два коммерческих центра, а потому с его открытием в 1972 году трафик увеличился настолько, что он стал самым загруженным в мире.
Проезд – платный, для приема денег перед въездом организовано 14 терминалов.
По данным на март 2005 года, в день через Cross-Harbour Tunnel проезжало 121 700 автомобилей. Помимо автомобилей, по туннелю проходят маршруты 45 рейсовых автобусов.
Разгрузить эту дорогу не помогли даже два новых туннеля – водители сочли их расположение не очень удобным.
LAERDALSTUNNELEN, Норвегия.
Самый длинный в мире.
Туннель-великан сблизил города Осло и Берген, его длина – 24,5 км. Открылся в 2000 году. Строительство продолжалось пять лет. Проезд – бесплатный.
Для особо нервных водителей в туннеле предусмотрены три пещеры для отдыха, своды которых подсвечены специальным успокаивающим светом. Автомобилисты могут остановиться на обочине и восстановить душевное равновесие.
TOKYO BAY AQUA-LINE, Япония.
Самый длинный в мире подводный туннель для автомобилей.
А это сооружение – туннеле-мост. Соединяет города Кавасаки и Кисарадзу. Длина – 14 км, из них 9,6 – туннель, 4,4 – мост.
В месте соединения, как и у американского Chesapeake Bay Bridge-Tunnel, – остров с ресторанами и магазинами. Воздух в туннель поступает по причудливого вида надводным башням, которые, вдобавок к подаче воздуха, вырабатывают электроэнергию.
Мост открыли в 1997 году, потратив на постройку грандиозного инженерного проекта 11,2 млрд. долларов и 31 год. Целью проекта ставили разгрузить центр Токио; благодаря переправе полуторачасовой путь действительно удалось сократить всего до 15 минут. Правда, стоимость проезда – 31 доллар отбивает у автомобилистов желание пользоваться короткой дорогой, поэтому большинство продолжает ездить через центр города.
ALTE ELBTUNNEL, Германия.
Cамый необычный туннель.
Старый туннель под Эльбой в Гамбурге замечателен необычным способом въезда: в туннель можно попасть только на специальном лифте.
В 1901 году, когда переправа через Эльбу стала острой необходимостью (объезд занимал 12 км), пришлось выбирать: либо построить мост, либо вырыть туннель. Учитывая высокую загрузку реки судами, мост надо было бы поднять выше 55 метров или сделать разводным, что очень дорого. Дешевле оказалось построить туннель.
Строительство началось в 1907 году и завершилось в 1911-м. Инженеры использовали уникальную на тот момент технологию подачи воздуха повышенного давления, чтобы воспрепятствовать проникновению воды в шахту. Сегодня воду от туннеля отделяет всего 1 метр грунта и железобетонный саркофаг, сооруженный не так давно. Раньше слой земли был толще, но дно Эльбы периодически углубляли, и появилась опасность, что туннель... всплывет. Ведь это – пустотелая труба, которая легче вытесненной воды! Четыре лифта погружают на глубину 24 метра автомобили, велосипеды и людей. Правда, машина войдет не любая: ширина туннеля – 1,92 м, а высота изначально задавалась размерами повозки с кучером, орудующим хлыстом.
На протяжении 426,5 м туннель отделан керамической плиткой и выглядит как переход в московском метро.
Проезд стоит 2 евро, для велосипедистов и пешеходов – бесплатно.