Три кита Льва Шугурова
Настоящий «селф мэйд мен», Лев с детства привык полагаться прежде всего на себя – свой интерес к технике, упорство и трудолюбие. Без этих качеств он не смог бы получить инженерное образование в знаменитом МВТУ («Мы Вас Техникой Угробим», прозвали студенты свою альма-матер). На заводе, называвшемся тогда МЗМА, Шугуров вошел в круг энтузиастов, строивших cкоростные машины. С той поры автомобиль и спорт в его жизни неразделимы. Взгляните, как придирчиво он изучает гоночный «Ленинград-1», построенный А. Капустиным.
Однако главной профессией – на целых сорок лет! – стала журналистика. Широта интересов, острое чувство новизны и огромная работоспособность – эти качества сделали Шугурова одним из самых читаемых (и плодовитых) авторов «За рулем». Да, объем журнала был в те годы куда скромнее, зато каких усилий стоило добыть информацию не только из-за «железного занавеса», но и на родных предприятиях.
Понятно, продукция советского автопрома занимала большую часть тоненькой тетрадки – при этом редакция делала все, что в ее силах, для развития кругозора и автомобильной культуры. Требовалось быть мастером на все руки – рассказывать об отечественных новинках и зарубежных премьерах, писать технические обзоры и спортивные репортажи, готовить «программные» материалы разного рода функционеров. Школа, по-своему, уникальная…
Детство и юность Льва пришлись на послевоенные годы, когда по улицам Москвы рядом с «эмками» и «зисами» бегали машины самых разных марок. Наверное, тогда и зародился в нем интерес к истории автомобиля, ставшей его коньком. Мы частенько бывали в большом книжном магазине по соседству с редакцией. Там внимание Левы привлекали самые разные книги. Просматривая их, он шутливо замечал: «Видишь ли, все книги делятся на те, где сказано что-нибудь о «Руссо-Балте», и те, где о нем ни слова. А вдруг в этой есть?». История Русско-Балтийского завода в Риге и выпускавшихся там автомобилей увлекла на многие годы и не однажды становилась темой публикаций «За рулем». Итог этих поисков был подведен лишь недавно, с изданием книги «Погоня за «Руссо-Балтом».
Будучи автором книги «Автомобили Страны Советов», он, однако, не ставил знак равенства между понятиями «отечественное» и «советское»: отдавая должное успехам индустриализации, находил все новые свидетельства того, что производство автомобилей, инженерная мысль, наконец, автоспорт развивались и в дореволюционной России.
Публикации в «За рулем» принесли Шугурову признание и широкую известность, а его любимые темы получили развитие в многочисленных (более двадцати) книгах и брошюрах. При этом главное место всегда занимала работа в журнале «За рулем». По его собственным подсчетам, количество статей, опубликованных в полусотне (!) периодических изданий, перевалило за тысячу; он продолжает выступать в теле- и радиопрограммах.
Что касается автоспорта, то он надолго стал полем общественной деятельности. Прекрасно разбиравшийся в техническом и прочих регламентах соревнований, не лишенный способностей дипломата, Шугуров не один год возглавлял команду советских гонщиков на Кубке дружбы, был главным секретарем этого турнира, зампредом Федерации автоспорта СССР.
Техника, спорт, история – словно три кита, на которых стоит творчество Шугурова. В его статьях и книгах автомобиль предстает одним из наиболее совершенных творений человеческого разума. Создатели машин интересовали его, пожалуй, больше, чем технические нюансы. Буквально по крупицам собирал он сведения об изобретателях первого русского автомобиля, о промышленниках и спортсменах, о советских конструкторах и «красных директорах». Логично, что книга, над которой Лев Михайлович работал последнее время (она вскоре выйдет в свет), названа «В зеркале заднего вида» и посвящена людям, с которыми он встречался на долгом жизненном пути. Как уверяет автор, коллеги по журналу «За рулем» займут в ней достойное место.