«ПежоПробег». Трнава
Завод в Трнаве - самый молодой в группе PSA. Он был открыт 1 июня 2006 года.
Сейчас и в ближайшие два года тут будут производить исключительно Peugeot 207. Какую модель добавят позже, пока не известно. Возможно, схожий по платформе Citroen.
В Трнаве выпускают 834 машины в день. Это трех- и пятидверные модели в соотношении 30% к 70%. Причем 70% от общего числа - с дизельными двигателями.
Штамповочный цех - сердце завода. Сюда из Австрии и Германии доставляют стальной лист, которому через несколько часов суждено стать кузовной деталью.
Вся линия полностью автоматизирована, а каждая сотая деталь подвергается дополнительному контролю на геометрию. Также три раза в месяц на проверку отправляются и все 120 штамповочных форм. Для этого существует отдельный пресс.
Спустя шесть часов в монтажном цехе окрашенный кузов превратится в законченный Peugeot 207. Многие крупные узлы в целях экономии места на складе доставляются производителем непосредственно к месту сборки - это так называемая система "just in time". При постройке завода учитывалось, что основные поставщики будут расположены неподалеку - в Центральной и Восточной Европе. Многое производится и в самой Словакии. Всего в монтажный цех ежедневно приходит 3 млн. деталей.
На предприятии в две смены трудится 3300 человек. Средний возраст рабочих - 31 год. Из них 25% - женщины. Минимальная зарплата - ₤ 750. Минус - 19%-налог, плюс - развернутая система бонусов и компенсаций, страхование, частичная оплата обедов. А еще любой рабочий может приобрести автомобиль, который сам же производит, со скидкой 10-12%. Видимо по этому на предприятии не наблюдается большой текучки кадров, как это происходит сейчас в развивающихся европейских странах.
Исторически сложилось так, что народный словацкий автомобиль - это все-таки Skoda. Peugeot 207, произведенный в Трнаве, пока оседает у местного населения лишь в размере одного процента от общего объема производства. Но «Пежо-Словакия» борется за рынок - для внутренних продаж разработана и производится бюджетная версия модели. На нее у местных маркетологов - особые надежды.
В России же Peugeot намного популярнее, чем в Словакии, а 207 по молодости еще не успела раскрыть свой потенциал.
Мы отправляемся назад - в Кошице.