Сменить все!
От Калифорнии до Москвы... Нигде любовь не следует законам логики! «Дэу-Леганза» 2001 г., немало потрудившийся на американских дорогах, попав в Россию, тут же обрел нового владельца, который влюбился в просторную машину с мотором 2,2 л! «Пусть прошла 110 тысяч – все для нее сделаю! – божился хозяин, решив отдать «Леганзу» на исследование в солидную фирму ОСТЕРН-АВТО. – Пусть специалисты проверят машину, подремонтируют что надо, а я уж за ценой не постою!»
Конечно, приняли щедрого автовладельца как родного. И «просветили»! Со слов специалистов, в США немало таких дорог, которые убивают автомобиль так же, как наши. Кроме того, США, в среднем, довольно южная страна: летом нелегко там автомобилю! Особенно худо системе охлаждения, кондиционеру, аккумулятору, амортизаторам. Наконец, важная роль принадлежит человеческому фактору: американцы, в отличие от педантичных немцев, – разгильдяи: для многих автомобиль – железяка, которую нет надобности особенно беречь. Ездят на дешевых маслах, фильтров не меняют, на стуки в подвеске не обращают внимания.
Короче, машину, прибывшую из США, необходимо «перетряхнуть»! Как минимум, поменять приводные ремни, масла, жидкости и другие расходники, привести в порядок подвеску, управление, тормоза, систему охлаждения, а там и двигатель, трансмиссию...
Обласканный таким приемом, наш герой не заикнулся о смете расходов на эти работы. Делайте, мол, – и точка.
Разбирались фирмачи с «Леганзой» дней пять. И, наконец, порадовали: выходило, что владелец доселе ездил на машине с неисправной подвеской и тормозами, а теперь «Дэу» стал ласков, как пушистый котенок! В тормозах очень многое поменяли. Исключение – колесные цилиндры, которые пришлось бы заказывать и долго ждать. Но и родные практически исправны.
В системе охлаждения заменили ветхие патрубки и радиатор, ведь старые грозили не сегодня-завтра развалиться. В подвеске поменяли кучу деталей.
А двигатель – тема особая: стоимость капремонта, мол, 100 тысяч, так что, прежде чем это затевать, решили дать хозяину подумать – ведь за уже сделанное он должен уплатить 60 тысяч. В подтверждение выдали заказ-наряды.
Здесь – небольшое отступление. Заказ-наряд – документ, подтверждающий, что работы сервисом выполнены. Тут есть все – перечень работ, расценки, подписи исполнителей, круглая печать. Увы, есть одна важная деталь: неопытного автолюбителя профессионал сервиса чует за версту. А неопытный человек часто стесняется задать справедливые вопросы... И зря, так как некоторые мастера не прочь воспользоваться неосведомленностью клиента. Таких все больше – для нечистых на руку механиков ныне райские времена.
При чтении заказ-нарядов у хозяина зародились первые сомнения. Как, например, меняли радиатор и патрубки, не слив охлаждающую жидкость? Судя по стоимости работ, цена жидкости была в них заложена, но чуть дальше эти деньги посчитали снова, отдельно. (Кстати, «двойной зачет» стоимости жидкостей, смазок, масел – весьма распространенный прием обсчета невнимательного клиента. Помните это!)
А что такое «профилактика» направляющих пальцев в суппортах? Таковых четыре. На каждый – капля смазки за 320 рублей? Видимо, в ее рецептуре бриллианты. Вот такие «мелочи» и рождают недоверие к фирме. Но автовладелец не стал с нею ссориться – ведь мастера, поднаторевшие в таких делах, «убедить» могут кого угодно. Заплатить по счетам, конечно, пришлось.
Покатавшись день-другой, владелец заметил, что ни тормоза, ни подвеска лучше не стали. И решил просить помощи в других местах. Друзья посоветовали ехать ко мне.
Да, с машиной не все было «о кей»: светился символ «проверь двигатель», уходило масло, мотор дымил. Не впечатляли тормоза. С бензином – канитель: при заправке хозяину приходилось лить топливо в бак тонкой струйкой – и на АЗС он слышал о себе немало «лестного»! Кстати, фирмачи предлагали радикальное решение – заменить бак в сборе, но владельцу хватило ума отказаться! В конце концов, на трех листах заявки он перечислил столько всего, что с ходу и не охватишь. Особенно настаивал на ремонте двигателя – и снизу приписал: «Если понадобится, меняйте все!»
Загнали «Леганзу» на подъемник. Результаты осмотра сверяли с заказ-нарядами фирмачей. Ну и дела! В подвеске те не заметили убитых амортстоек – лишь стойки стабилизатора якобы поменяли. Но неужто глаза нас обманывают? Кто-то гонял на них еще по Калифорнии! Скорей всего, подвеску вообще не трогали, даже не осматривали.
Направляющие пальцы суппортов в тормозах (помните, по 320 рублей на каждый!) тоже не узнали тепла человеческих рук. О какой профилактике шла речь в заказ-наряде?
Тормозные диски, глядим, новые. Меняли! А колодки старые. То-то машина плохо тормозит! Кстати, деньги за «замену» взять не забыли. Главный и колесные цилиндры старые, но оказались в отличном состоянии. Хоть здесь хозяин сэкономил!
Итак, наша очередь взяться за ключи! Вопрос о двигателе был главным. Нужен ли капремонт? Но расход масла часто можно умерить и без него. Компрессия в цилиндрах для такого пробега еще достойная. В небольшом ее снижении скорей всего виновны клапаны. Сняли головку блока. Да, клапанам нужна притирка. Но никакого объяснения угару масла пока нет: колпачки отличные, клапаны не болтаются, нагара на впускных мало. Сетка платохонингования в цилиндрах почти не тронута износом – увеличение диаметра не более чем на 0,01 мм. Откуда же такой угар? Осмотрим-ка поршни и кольца.
Вскоре открылась картина, сегодня сколь обычная, столь и позорная: компрессионные кольца в порядке – чистые, подвижные, а маслосъемные закоксованы наглухо! Но масло в двигателе прозрачное, светлое – нет и намека на отложения, характерные для низкокачественного, с большой зольностью. Значит, уже в первых поездках по России «поработал» наш бензин? Похоже, что история с «Фокусом» (ЗР, 2007, № 6) повторилась – на автомобиле другой марки.
Поршневые кольца заменили – и компрессия поднялась до 13 бар. А сигнал «проверь двигатель» указывал на неисправность датчика фазы. С новым, по оценке владельца, машина стала живей!
В подвеске обновили целый ряд деталей – от амортстоек до упоминавшихся стоек стабилизатора. В тормозах – колодки. Внешний вид приводных ремней не внушал доверия – поставили новые.
А что было с упрямым бензобаком? Конечно, «мастера» понимали, что нарушена его вентиляция. Но проще запугать «лоха» страшной историей о неустранимом дефекте и на этом неплохо заработать, чем возиться с «копеечным» дефектом. «Заломанный» шланг мы прогрели теплопистолетом, расправили – и вентиляция восстановилась.
Чтобы привести «Леганзу» в рабочее состояние, хозяин потратил у нас почти ту же сумму, что в фирменном сервисе – тут уж ничего не поделаешь. Зато мотор заработал отлично – какая там «капиталка»! Масло не уходит, машина плывет по дороге лебедем. Но повод для раздумий у человека появился. Теперь он неплохо знает матчасть – и уже не будет щедро платить за протирку оптических осей фар и регулировку взаимного положения поршней.