Экономить машина научит
Бензин и дизельное топливо продолжат дорожать. Экологические нормативы станут строже. Автомобили вырастут в цене, но производство их не должно падать. Альтернативные виды топлива станут еще более популярны. Основное внимание – снижению выбросов газов, создающих парниковый эффект, в первую очередь углекислого – СО2 (не путать с угарным СО!).
Как уложиться в суровые требования и не растерять требовательных клиентов? Фирма «Ауди» предлагает решения, которые уже в ближайшее время воплотит на серийных машинах.
Скажем, на американском рынке дизельные двигатели по-прежнему не жалуют – не только покупатели, но и законодатели. Американский стандарт Low Emission Vehicle II Bin 5 создан по другому принципу, нежели европейские нормы, но куда строже Евро IV, особенно в части окислов азота. Его сегодняшние требования можно сравнить с только разрабатываемыми нормативами Евро VI, которые вступят в действие в 2014 году. Окислы азота – главный загрязнитель воздуха. C угарным газом, углеводородами и сажей современные технологии справляются легче. Но чем эффективнее и «горячее» рабочий процесс в двигателе, тем активнее «горит» негорючий в обычных условиях азот. Ни рециркуляция отработавших газов, ни накопительные фильтры всех проблем не решают. Рециркуляция снижает мощность и увеличивает расход топлива, а фильтры могут снизить концентрацию вредных окислов лишь в 4–5 раз.
ДОЛЕЙТЕ ГОЛУБОГО!
Альтернативы применению AdBlue (это торговая марка раствора AUS32) просто нет. Сегодня только впрыск водного раствора мочевины в выпускную систему способен нейтрализовать окислы азота и снизить их концентрацию на порядок. 32-процентный раствор заправляют в отдельный бак, дозирование в зависимости от режима работы двигателя. Расход AdBlue – от 1 до 5% от расхода топлива, так что 26-литрового запаса «Ауди-Q7» должно хватить на весь межсервисный интервал. С такой нейтрализацией окислов азота автомобиль легко вписывается в нынешние и перспективные американские нормы токсичности и даже в предполагаемые Евро VI 2014 года.
Что будет, если волшебная мочевина все-таки закончится раньше ТО? Во-первых, водитель будет предупрежден об этом как минимум за 2000 км. Во-вторых, заправить AdBlue можно и самому – под крышку топливного бака выведена отдельная горловина, а сама жидкость уже продается на бензоколонках в большинстве стран Европы. В-третьих, двигатель сможет работать и без добавки, но с уменьшением мощности и горящей сигнальной лампой на щитке приборов.
Чем отличается особо чистый дизель от обычного на ходу? Практически ничем. Даже запах из выхлопной трубы тот же, ведь и выхлоп нынешнего мотора под Евро IV практически не пахнет.
ЧТО БУДЕМ ЛИТЬ?
Западноевропейские политики повадились пугать граждан зависимостью от поставок нефти и газа. И создают условия, чтобы производители строили автомобили на альтернативном топливе. Сегодня это: природный газ (не путать с сжиженным!), Е85 – смесь 15% бензина и 85% этанола, – биодизель, синтетическое топливо из каменного угля или природного газа. Все это может успешно сгорать в современных ДВС. Для Е85, впрочем, требуется серьезно изменить систему питания, ведь топливо коррозионно-активно.
Биотопливо не панацея от исчерпания природных ресурсов и выбросов СО2. К тому же конкуренция на пищевые сельхозкультуры со стороны автомобилей уже вызвала рост цен. В Европе всерьез озабочены, что в недалеком будущем автомобили в буквальном смысле начнут объедать людей. Но SunFuel – биотопливо второго поколения – не требует пищевого сырья. Экспериментальная установка в Канаде уже производит этанол из соломы, а завод в Германии синтезирует дизельное топливо из древесных отходов, соломы и шелухи. Похоже, сельское хозяйство становится не менее важной отраслью, чем добыча полезных ископаемых. (Подробный материал об альтернативных видах горючего – в этом номере.)
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!
Сократить расход топлива на четверть? Это невозможно! Разве что... водитель изменит стиль езды. Если научить его ездить «экологически ответственно», расход топлива снижается на 20% у опытных водителей и на 30% у начинающих. При той же средней скорости!
«Ауди» предлагает помощь водителю в деле экономии, преподавая не самые простые навыки в непринужденной манере. Правильно разгоняться и своевременно переключать передачи, знать, как зависит расход от скорости, сколько топлива уходит на работу дополнительного оборудования: обогрева заднего стекла, кондиционера и т.д. Новейшая навигационная система теперь предлагает не только «кратчайший» и «быстрейший» маршруты, но и самый экономичный. Она сообщает не только ожидаемое время прибытия и расход горючего, но и его изменение в зависимости от выбранного крейсерского режима, выбросы СО2.
Впечатления от такого автомобиля не слишком любопытны: набрать высшие оценки по всем параметрам несложно. Хотя новичок, вероятно, будет путаться в шести передачах механической коробки. Мне на прощание компьютер предложил выжимать педаль сцепления при остановке, когда обороты коленвала ниже 1300. Почему? Я пару раз подкатывался к перекрестку на нейтрали, не использовав до конца торможение двигателем. Знал ведь, но поленился!
На серийных «Ауди-А3е» и «Ауди-А4е» уже появился упрощенный вариант устройства, помогающего оптимально переключать передачи. Автомобили отличает экономичная программа управления двигателем, более «длинные» верхние передачи, уменьшенный дорожный просвет и шины с пониженным сопротивлением качению. «Ауди-А3 1,9 TDI e» расходует в среднем 4,5 л дизтоплива на 100 км. Это соответствует выбросам СО2 119 г/км – как наметили европейские законодатели. Модель с шильдиком «е» на 8% экономичнее обычного А3 с аналогичным двигателем.
МИРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ
Среди моторов «Ауди» немало победителей конкурса «Двигатель года». Последний пример – 2,0 TFSI трижды провозглашали лучшим в классе. Новый мотор как будто возвращает к прежнему 1,8Т 1995 года – поразительному для своего времени двигателю с турбонагнетателем. Правда, у его последователя под индексом ЕА888 похожи только рабочий объем и число цилиндров. Непосредственный впрыск топлива, турбокомпрессор с жидкостным охлаждением, масляный насос с изменяемой подачей (он экономит 0,2 л/ 100 км), управляемые заслонки во впускных трубопроводах, регулируемые фазы впуска и выпуска – все это позволяет мотору со сниженной до 9,6:1 степенью сжатия выдавать отличные характеристики даже на бензине с октановым числом 91. «Ауди-А3» с таким мотором развивает 220 км/ч, разгоняется до сотни за 8 секунд и расходует в среднем 7,2 л/100 км. «Всемирный двигатель» будут применять на машинах всех марок концерна «Фольксваген», включая выпускаемые в развивающихся странах. Делают моторы в Китае и Мексике.
Атмосферные двигатели с непосредственным впрыском FSI дебютируют «шестерками» 2,8 FSI и 3,2 FSI. Помимо масляного насоса переменной производительности, снижающего расход топлива до 5%, в них дебютирует система Valvelift, добавляющая к переменным фазам двойные кулачки, задающие подъем клапанов на 2 или 5,7 мм. Первый режим служит для оптимизации процесса на режимах с частичной нагрузкой, наиболее распространенных в реальной жизни. Даже на скорости 150 км/ч и 4000 об/мин двигатель все еще работает в экономичном режиме. Впрочем, переключение происходит всего за два оборота коленвала, а верхняя граница допустимых оборотов – 7200. Аналогичную систему будут применять и на обновленном 2,0 TFSI. Мощность 2,8- и 3,2-литровых атмосферных моторов – 210 и 265 л.с. соответственно.
УЖЕ ТЕПЛЕЕ
В Европе всерьез задумались о глобальном потеплении. У нас разговоры о нем чаще вызывают усмешку. Будут ли экологичные «Ауди» востребованы на нашем рынке? Сейчас вряд ли. Но сам факт их освоения производителем дорогих и престижных автомобилей говорит о многом. Нелегкая задача найти компромисс между удовольствием и ответственностью. Пускай производство сверхэкономичного «Ауди-А 2 TDI» прекращено из-за слабого спроса, а гибридный «Ауди-Дуо» 1989 года и вовсе не дошел до конвейера, тем не менее интерес европейцев к экономичным моделям растет, подогреваемый высокими ценами на топливо. Теперь к желанию сэкономить хотят добавить ответственность за всемирное потепление. Ну а с кого же еще спрашивать? Но даже если жутковатые прогнозы ученых на сей счет не сбудутся, эффективные технологии наверняка пригодятся.
НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ
Один из коллег не очень-то верил в реальность путешествия из Москвы в Санкт-Петербург и обратно на одном баке (ЗР, 2006, № 12). Для поездки в аэропорт мы взяли «Ауди-А3 1,9e» (с дизельным двигателем 1,0 л и незначительными изменениями для повышения экономичности) и попробовали следовать рекомендациям. Результат – 3,4 л/100 км при средней скорости 92 км/ч. С включенным климат-контролем, в темпе, не создающем помех на автобане. Думаю, на «Ауди-А3 1,9e» и 2,9 л/100 км не проблема. Были бы дороги и желание. Докатимся – на наш век хватит!