Оружие возмездия

Оружие возмездия
«Даллара-F304» имеет шанс прижиться в российской формуле. Эта ласточка – первая.

В последние годы парк болидов стал разнообразным. На смену заслуженным шасси «Даллара-F393» пришли относительно современные F399, а три года назад российские специалисты создали собственный монокок ArtTech. Однако время не стоит на месте, и «даллары» 1999 модельного года стали раритетами: запчасти к ним найти непросто. В нынешнем сезоне в мире дебютировало новое поколение итальянского шасси для формулы 3, а разработка 2004 года «Даллара-F304» постепенно уходит с европейских трасс. Значит, теряет в стоимости, оставаясь технически современной конструкцией.

БЕЗ СКАЛЬПЕЛЯ

Команда «Мегафон Моторспорт» в начале текущего сезона сделала ставку именно на это шасси. Оно ненамного дороже машин предыдущего поколения и отечественного ArtTech, зато дает инженерам широкое поле для экспериментов.

Вариант передней подвески с двумя амортизаторами. Тонкие цилиндры синего цвета – реостатные датчики телеметрии.

Кстати, если раньше был риск нарваться на поврежденный монокок, опробовавший прочность отбойников на зарубежных трассах, то сейчас это исключено. Начиная с модели F304 в углеродную структуру интегрированы струны, объединенные микросхемой. Повреждения силового элемента сразу фиксируются и выявляются при проверке.

Возможности регулировать углы установки колес у нового шасси шире.

К машинам этого поколения в наших командах начали присматриваться еще в 2005 году. Однако по каким-то причинам итальянцы заявили, что старый силовой агрегат не совместим с новым шасси. Дескать, и мотор на формуле 3, в которой начинают карьеру машины, совсем иной, и коробка секвентальная... Инженеры «Мегафон Моторспорт», посмотрев чертежи, сложностей с компоновкой не увидели. Точки крепления двигателя к монококу те же, работает он в паре со старой селективной коробкой «Хьюланд». Если на следующий сезон в формуле 1600 разрешат использование «секвенталки», проблем с ее установкой не возникнет. А существующая схема достаточно жесткая, что подтвердили замеры после заездов по трассе.

«Даллара-F399» в погоне за преемницей F304. Видна разница в форме обтекателей и расположении впуска: на старой машине – справа, на новой – сверху.

ОДИН СТАВИМ, ДВА В УМЕ

Передняя подвеска «Даллары-F304» обладает большими возможностями для точной настройки. Здесь не один, а два демпфирующих элемента. Таким образом, можно регулировать их характеристики для каждого колеса – скажем, под трассы cо значительным различием в количестве правых и левых поворотов. Ось крена по сравнению с аналогами стабильнее, клевки при торможении и приседания на разгоне меньше. Возможен и вариант с моноамортизатором, с которым команда сейчас экспериментирует.

Передняя колея новой машины шире на 50 мм, длина по сравнению с отечественным шасси ArtTech меньше на 230 мм. Это позволяет быстрее проходить «шпильки». Передок легче, что также положительно сказывается на управляемости.

[caption id="attachment_203441" align="aligncenter" width="150" caption="Система телеметрии AIM позволяет контролировать все параметры – от режима

работы двигателя до угла поворота руля.

"]

Система телеметрии AIM позволяет контролировать все параметры – от режима работы двигателя до угла поворота руля.

[/caption]Тормозная система стандартная для этого класса. Раздельный гидравлический привод на переднюю и заднюю ось позволяет регулировать баланс непосредственно в ходе гонок. Механизмы – четырехпоршневые «машинки» «Брембо» спереди и сзади.

[caption id="attachment_203442" align="aligncenter" width="150" caption="Узнаете двигатель ВАЗ-21083? Гоночную версию выдают карбоновый впуск,

системы зажигания и смазки.

"]

Узнаете двигатель ВАЗ-21083? Гоночную версию выдают карбоновый впуск, системы зажигания и смазки.

[/caption]МОЩНОСТЬ ВЫШЕ, ПОТЕРИ МЕНЬШЕ

Возможности конструирования моторов для формулы 1600 ограничены техническим регламентом, однако в зависимости от находчивости инженеров они достигают разных показателей. Для шасси ArtTech, которое продолжает эксплуатировать команда, и для новой «Даллары» в этом сезоне построили новые, абсолютно одинаковые моторы.

В основе лежит двигатель ВАЗ-21083 с доработанной головкой цилиндров. Оригинальный распредвал задает клапанам большего диаметра иную высоту подъема и более широкие фазы. Поршневая группа заказана французской фирме «Содемо»: она включает Т-образные облегченные поршни и титановые шатуны. При ходе поршня 74,8 мм и диаметре 82,5 рабочий объем возрос до 1598,5 смз.

Для работы с двухдисковым керамическим сцеплением пришлось ввести упорный подшипник, ограничивающий продольное перемещение коленвала – нагрузка при размыкании дисков составляет 320 кгс.

Карбоновый впуск четырехдроссельный, диаметр заслонки 43 мм. Наполнением каждого цилиндра заведует одна форсунка, зажиганием – раздельные катушки на каждую свечу. Система смазки двигателя – с «сухим» картером, выносной трехсекционный насос и ременный привод оригинальные. Масляный бак находится непосредственно в корпусе коробки передач.

Расчетная мощность этого двигателя составляет 174,5 л.с. при 7200 об/мин, крутящий момент – 192 Н.м при 6300 об/мин.

Внешне новые силовые агрегаты, подготовленные к сезону-2007, отличаются верхним расположением воздухозаборника. Такая схема предпочтительней привычного «огурца» с правой стороны, в котором прячется воздушный фильтр. Воздух над головой пилота чище, аэродинамическая зона здесь более спокойная. Фильтрующий элемент увеличенного размера создает меньшее сопротивление на впуске. Заднее антикрыло собственной разработки более эффективно – отчасти благодаря переносу впускного тракта, отчасти благодаря своей форме. При той же прижимной силе оно создает меньшее сопротивление.

Когда «Даллара-F304» впервые появилась на подмосковной трассе, соперники тут же окрестили ее «оружием возмездия». Пока его потенциал полностью не раскрыт, ведь любое оружие нуждается в пристрелке. Хотя на первом же этапе команда оказалась на подиуме – неплохой показатель для непривычного к российским условиям болида.

Подпишитесь на «За рулем» в