Когда покупка не в радость
Заказал в салоне «Форд-Фокус»; после внесения задатка пообещали машину через четыре месяца. В установленный срок покупку не получил; следующую дату даже не называют. Предлагают ждать или забрать деньги. Что делать в такой ситуации? МАКСИМОВ ЕВГЕНИЙ, КРАСНОЯРСК
Все зависит от того, как вы оформили договоренность с автосалоном. Если при внесении задатка не оформляли договор купли-продажи, где был бы оговорен срок передачи товара, то претензии магазину предъявлять бесполезно (многие салоны, особенно когда речь идет о дефицитных моделях, предпочитают оформить иной договор – о внесении задатка, по которому никакой ответственности за нарушение сроков поставки не несут). Если договор купли-продажи был заключен и в нем установлена дата фактической передачи автомобиля, то вы вправе потребовать от магазина исполнения договора. Но, судя по вашему вопросу, автосалон действительно не может выполнить свое обязательство и предлагает вернуть деньги либо дождаться поставки машины заводом. Совет один: если есть возможность приобрести подобный автомобиль в другом автосалоне, забирайте деньги.
Внесли задаток за «Мазду-3» и через два месяца приехали в салон. Нам показали машину совсем другой комплектации, за которую попросили доплатить весьма ощутимую сумму. Вправе ли так поступать продавцы? ЕЛЕНА И ВЛАДИМИР СИМОНОВЫ, МОСКВА
Если в договоре купли-продажи с определенной датой передачи товара четко прописана комплектация, то и передать вам должны именно такой автомобиль. Правда, в условиях дефицита в договоре может быть оговорена возможность изменения комплектации и цены – будьте внимательны! Но если в этом документе указана конкретная комплектация, то предлагать другую продавец не вправе. Статьей 485 ГК РФ установлено, что покупатель обязан оплатить товар, указанный в договоре купли-продажи. Но, как показывает практика, желающих приобрести автомобили больше, чем могут удовлетворить дилеры. Поэтому сами должны решить, что удобнее: согласиться на условия магазина или добиваться исполнения договора.
В газете увидел объявление о продаже автомобилей по весьма заманчивой цене. Однако реальные машины в магазине оказались дороже. Продавцы пояснили, что цена в рекламе относится к определенной комплектации, которой нет в наличии – ее надо заказывать. Уехал с пустыми руками. Несут ли продавцы ответственность за достоверность рекламных объявлений? РУСТАМ Н., КАЗАНЬ
Статья 5 Закона «О рекламе» говорит: если в рекламном объявлении не соответствует действительности цена товара, порядок его оплаты, размер скидок и другие условия приобретения, то такая реклама является недостоверной. За ее размещение рекламодателя можно привлечь к ответственности, вот только сделать это весьма непросто. Зачастую продавцы в рекламных объявлениях дают информацию весьма осторожно. Скажем, под завлекательной ценой мелким шрифтом можно (если заметите!) прочитать дополнительную информацию, например, о необходимости уточнять наличие конкретной комплектации по телефону. Или что партия данного товара «ограничена».
Купил отцу ВАЗ-2105; когда забирали машину, на ней не оказалось зеркал заднего вида. Попросили продавца установить, но мне объяснили, что в таком виде машины пришли с завода и посоветовали приобрести зеркала в магазине запчастей – в том же здании. Я изумился, но на конфликт не пошел. Может, зря? КИРИЛЛ К., МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
В статье 478 ГК РФ установлена обязанность продавца передать товар, который должен соответствовать условиям договора купли-продажи о комплектности. Законом «О защите прав потребителей» определено также, что продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для его использования. Помимо этого, если существуют обязательные требования к товару, то товар должен соответствовать этим требованиям. В статье 19 Закона «О безопасности дорожного движения» сказано, что запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии неисправностей, создающих угрозу безопасности движения. В основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации (приложение к ПДД) указано, что если количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001, то эксплуатация такого автомобиля запрещается. Получается, продавец продал вам товар в той комплектации, которая не позволит им пользоваться. В этой ситуации вы можете обязать продавца доукомплектовать автомобиль либо установить зеркала за свой счет, но тут же в письменном заявлении потребовать от автосалона компенсации затрат.
В условиях дефицита автомобилей стоит особенно внимательно отнестись к составлению договора купли-продажи, чтобы оградить себя от возможных проблем.