Папа, поедем в Неаполь!
К обеду, пройдя пять с половиной сотен километров, оказались на Адриатическом побережье Италии вблизи Венеции. В воскресный вечер дороги забиты возвращающимися с моря машинами – хорошо, что мы едем навстречу. Свернули в пятизвездочный кемпинг «Лидо-ди-Езоло»: толкучка, как в Сочи! Чуть дальше, в Каваллино наткнулись на красивую и тихую трехзвездочную «Италию»: цветы, бассейн, всякие души-туалеты-кухни-мойки, волейбольная площадка, кафе, магазин, за цветочной изгородью пляж и море. За пятерых постояльцев и машину с караваном 56 евро в сутки. На одометре 2700 км.
[caption id="attachment_203488" align="aligncenter" width="150" caption="Это кемпинг «Италия» в Каваллино. Сзади та самая электроколонка,
которую мы чуть не сожгли ночью.
"]
[/caption]Кемпинг оказался заполнен на три четверти, главным образом немцами-караванерами: ведь Адриатика – самое близкое к Германии из теплых морей. Наши соседи помогли закатить караван и даже угостили пивом. Здесь свой кодекс поведения: поскольку капитальных стен нет и все очень хорошо слышно, никто не «врубает» музыку, не поет и громко не разговаривает. Все спокойны, приветливы и доброжелательны – в общем, европейская вежливость в квадрате.
Судя по обустройству стоянок, многие живут здесь подолгу: натянуты тенты и веранды, настелены легкие полы, стоит туристская мебель, плиты, холодильники, даже горшки с цветами. Рядом велосипеды, мотоциклы, лодки, катера. Много роскошных караванов с мощными буксировщиками, на крышах новеньких автокемперов – спутниковые антенны и кондиционеры. Впрочем, есть и небольшие прицепы вроде нашего, а встречаются совсем старые, но это, как правило, итальянцы. На нас смотрели с уважением и интересом – по европейским понятиям мы проделали громадный путь, а главное, оказались здесь первыми русскими.
[caption id="attachment_203490" align="aligncenter" width="150" caption="Первый мост на этом месте во Флоренции построен еще древними римлянами.
Нынешний мост Веккьо с жилыми домами, уже третий по счету, возведен в 1345 г.
"]
[/caption]В супермаркете прямо на территории пришлось купить переходник: у меня 50-метровый шнур с обычной вилкой, а розетка в электроколонке трехштыревая. Подключился, перевел холодильник на 220 В. Появились свет, вода из кранов, под сливную трубу поставили припасенное ведро – жизнь наладилась! Сходили на великолепный песчаный пляж, искупались, за ужином откупорили бутылку винца… А поутру оказались без света – мой удлинитель то ли изначально был плох, то ли отсырел – в общем, закоротил ночью, выбив предохранители в колонке и попутно обесточив соседей. Пришлось извиняться и возвращаться к автономному питанию – холодильник на газе и свет от прикуривателя.
ВЕНЕЦИЯ – ФЛОРЕНЦИЯ – РИМ
Передохнув денек, направляемся в Венецию, до которой посуху сотня километров, хотя на катере и десятка не наберется. При въезде – многоэтажная парковка для легковушек и громадная стоянка для автобусов и караванов – 21 евро за первые 12 часов и 16 евро за каждые последующие. Десяток автокемперов здесь, видимо, уже несколько дней. В город – хочешь пешком, хочешь на кораблике. Провели здесь день – Дворец Дожей, собор Святого Марка, голуби на площади, маски, гондолы, каналы и мосты. Сюда бы на недельку, но мы как сладкоежки в кондитерской – хочется попробовать всего, хотя бы по чуть-чуть. Вечером проехали еще сотню километров к югу и заночевали на АЗС.
Кочевая жизнь вполне наладилась – естественно, ехали только в машине, в караване передвигаться запрещено. Запас воды в баке прицепа оказался недоступен без насосов, зато в багажнике машины везли четыре пятилитровых бутыли, которые при случае доливали. Слив небольших объемов воды из мойки и умывальника – прямо на землю, емкости для нее не предусмотрены. В туалетах на площадках отдыха каждые два-три дня капитан опорожнял, пардон, кассету бортового туалета. На обед делали часовую остановку, кипятили на плите чайник, доставали пакеты с супами и прочие концентраты, иногда покупали местные вкусности.
[caption id="attachment_203493" align="aligncenter" width="150" caption="Художник рисует цветными мелками прямо на асфальте, а зрители бросают
монеты в маленькую корзинку.
"]
[/caption]Равнинная Италия пыльная, поэтому утром заехали в кемпинг и за евро с носа помылись. Вот расценки в высокий сезон: 20 евро за место для машины и каравана или палатки, 7,9 евро с человека, ребенок до 12 лет – 4,2 евро, постояльцы старше 60 лет – 7,1, гость – 7,2, собака – 4,5 евро, ребенок до трех лет и кошка бесплатно. В начале и конце сезона, который длится с апреля по сентябрь, цены ниже раза в полтора-два.
После обеда приехали во Флоренцию (3100 км от дома) и встали на берегу Арно, метрах в двухстах от моста Веккьо. Скормил парковочному автомату два евро в час – и получи квартиру со всеми удобствами в центре Флоренции! А с 19 вечера и до 8 утра стоянка и вовсе бесплатная. Простояли здесь до конца следующего дня – галерея Уффици, собор Санта-Мария дель Фьоре, площадь Синьории, палаццо Питти, базилика Санта-Кроче. От такой концентрированной инъекции культуры у нас просто кружатся головы!
К вечеру затарились продуктами в придорожном супермаркете и рванули по автостраде дальше на юг. Следующий день провели в кемпинге на берегу Тирренского моря, а наутро достигли Рима (на одометре 3400 км). Парковались под стенами Ватикана, обернутого очередью туристов почти по всему периметру. Ненамного меньше очередь в собор Святого Петра, где есть такие реликвии, что и представить трудно – например, гробница апостола Петра или копье легионера Лонгиния, которым тот пронзил распятого на кресте Христа!
Набережная Тибра, дворец Сант-Анджело, Палатинский холм, Колизей, арка Константина, Пантеон… Билеты в музеи для граждан ЕС стоят 3–7 евро, для нас вдвое дороже: каждое прикосновение к культуре обходилось на пятерых в 30–60 евро. Вместе с бензином она стала одной из основных статей расходов.
А вечером нас ждал удар – караван обокрали… К счастью, не пропало ничего серьезного, так что полицию вызывать не стали. Но неприятно, да и прицеп с поломанным замком теперь без присмотра не бросишь.
ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ
Несмотря на тридцатиградусную жару и караван на крюке, температура двигателя на привычной 90-градусной отметке. Ближе к Неаполю появились горы мусора (бастуют коммунальные служащие), брошенные дома, ободранные кошки, подозрительные типы. Среди бесконечных прибрежных пляжей с однообразными названиями «Лидо-ди-чего-то-там» не без труда нашли кемпинг «Интернасьональ» – он в десятке километров от Неаполя и в 3800 км от Москвы. Прищурив глаз и небрежно смахнув со стола прайс-лист, хозяин запросил 40 евро в сутки – как выяснилось позже, раза в полтора выше обычных расценок. Не в пример прежним, кемпинг оказался шумным и неухоженным: места не размечены, в душ нужно отстоять очередь, работает он за платный жетон и лишь пару минут, туалеты без бумаги, унитазы без сидений, электрическая колонка сломана.
[caption id="attachment_203498" align="aligncenter" width="150" caption="Мы едем домой – даже в серьезных австрийских горах удавалось поддерживать
крейсерскую скорость около 90 км/ч.
"]
[/caption]Вопреки названию, иностранцев здесь не было – забираться так далеко на юг они, похоже, не рискуют. На нас смотрели как на инопланетян, иногда весьма бесцеремонно – взрослые тыкали пальцами, дети кривлялись и что-то орали. Зато хозяин отрабатывал сполна и был само радушие – открыл отдельный туалет, щедро отсыпал душевых жетонов, вызвал электрика починить колонку, в неурочное время пустил в бассейн, подарил купальные шапочки. Будто в пионерлагерь приехала иностранная делегация: живем бедновато и с сервисом напряг, но для дорогих гостей сделаем все что угодно!
У кемпинга есть кусочек пляжа, его чистят, но открыт он лишь до 19.00, а ничейная территория по соседству оказалась похожа на помойку! Море настолько грязное, что мои девушки даже побрезговали купаться.
Утром, получив заверения, что стоянка охраняется и с караваном ничего не случится, отправились на машине в Неаполь. Плотный поток движется в город, стиль езды московский – динамичный, напористый, без «излишней» вежливости, словом, через пять минут я почувствовал себя как дома. В одном, пожалуй, итальянские водители отличаются от наших – они азартны, но не агрессивны.
С обедом промахнулись: кафе, магазины и учреждения закрываются на сиесту с 13.30 до 16.30 – еле нашли в глухом пригороде работающую пиццерию. Зато настоящую – с каменной печью, деревянными столами, грубыми скамьями, колоритной публикой, экспрессивным хозяином и вкуснейшей «маргаритой»! И неприлично дешевую – 14 евро за обед на пятерых. Вторую половину дня провели в Помпеях, где успели осмотреть едва ли половину откопанного из-под пепла города. Самое сильное впечатление – от фигур погибших людей, застывших в разных позах: замурованные в пепел тела со временем истлели, а при раскопках эти пустоты заполнили гипсом, создав таким образом слепки жертв извержения.
ДОРОГА ДОМОЙ
Неаполь стал самой дальней точкой путешествия. Отпуск подошел к концу, пора домой. Первый перегон – 850 км по автостраде через всю Италию. Учитывая большие расстояния и ограниченное время, мы предпочитали скоростные дороги, пусть и платные (в Италии – примерно 6 евро за 100 км). Ночевали в прекрасно оборудованном четырехзвездочном кемпинге «Пино Маре» в прелестном курортном местечке Бибионе (Bibione) на самом севере Адриатики – очень рекомендую, хотя и дороговато: 65 евро за нашу команду.
Следующие полдня купались, закупили продукты и под начинавшимся дождем рванули домой. К ночи, проехав 700 км по Италии и Австрии, заночевали в Словакии в районе Нитры. Здесь уже проще изъясняться на русском, чем на английском. В путешествии мы рассчитывались наличными евро – так легче контролировать расходы, а вот в Восточной Европе, где повсюду разные деньги, для заправок и покупок удобнее кредитная карта. На восемнадцатый день путешествия кончился первый из двух 27-литровых газовых баллонов – он обеспечивал непрерывную работу холодильника и периодические включения газовой плиты. Неожиданно сильно износились задние колеса «Фокуса»: подруливающая подвеска при обжатии увеличивает их схождение, что хорошо в быстром повороте, но в длинном путешествии с полной нагрузкой стоящие «плугом» колеса, естественно, стираются быстрее.
Чтобы избежать столпотворения в Бресте и миновать одну границу, решили ехать через Украину. Дорога на восток Словакии хорошая, незагруженная, на многих мостах ограничение по массе 20–25 т, так что тяжелые фуры здесь не ходят. Погранпереход в Ужгороде оказался без очереди, но досмотр тщательный, с проверкой VIN. В Карпатах едва не остались с сухим баком – гривен нет, поменять негде, а карту принимают не везде. В конце концов обменял евро по грабительскому курсу в придорожном кафе и заправился. От Стрыя дорога местами отвратительная, как после бомбежки, приходится ползти на I–II передаче, чиркая днищем о бугры. В этот и следующий день отмотали по 700 км, миновав почти всю Украину через Львов, Ровно, Киев, Чернигов.
На границе тоже не слава богу. В Ужгороде я указал пунктом выезда с Украины Бачевск, который ближе всего выводит в начало идущей трассы М2 на Москву. Но из-за ремонта дорогу к нему закрыли и пришлось ехать на переход Гремячий. Украинский гаишник заверил – никаких проблем у транзитников не будет. Ага, щ-щас: трехчасовое задержание и 70 долларов штрафа за административное нарушение – самовольную смену маршрута! Брянск, Калуга, Москва – еще 850 км, и поздней ночью мы дома.
Три недели, семь стран, восемь тысяч километров и впечатлений на несколько лет вперед. Спрашиваете, во что это обошлось? Извольте – примерно тысяча евро на бензин, тысяча на всякие музеи и галереи, еще тысяча на жилье, питание, сувениры и чуть меньше тысячи за аренду каравана. Всего около четырех тысяч евро на пятерых, или меньше восьми сотен на человека – попробуйте за такие деньги увидеть хоть половину того, что успели мы. Это очень здорово – путешествовать с караваном!