На какой свет ехать?

На какой свет ехать?

Кому полтора века назад понадобился первый уличный светофор? На этот вопрос не ответили бы ни Холмс, ни Ватсон: мир услышит о них только через 13 лет. Неужели англичане уже тогда начали страдать от дорожных пробок? Скорее всего, позаботились о себе местные депутаты – выходишь с важного заседания, а полицейский услужливо переключает тебе газовый фонарь «на зеленый», не обращая внимания на кэбменов, матерящихся на языке Шекспира.

Редкий пример, когда и постовой, и светофор вызывают всеобщую симпатию.

Идея заимствована из мира паровозов и рельсов, благо автором изобретения был железнодорожный инженер. К сожалению, техническое воплощение оказалось отвратительным – уже через три недели светофор-семафор взорвался, ранив беднягу полицейского. Однако хоронить идею, по счастью, не стали. Более того, последующие модификации светофора изобретали, как правило, именно полицейские: сначала в Солт-Лейк-Сити, потом в Детройте.

Один из первой тысячи (№ 887) американских светофоров, выпущенных фирмой AGA (American Gas Accumulator), теперь работает экспонатом у коллекционера.

КАК ВЕЛОСИПЕД

Светофор, подобно велосипеду, шагает сквозь века почти в первозданном виде. Лампы меняют на светодиоды, реле – на полупроводники, а суть остается прежней – цветные огоньки разрешают или запрещают движение. Все очевидно и просто, но не совсем.

Берлинский светофор образца 1924 года на Потсдамер-плац. Вернее, его точная копия…

Представьте, красный свет не всегда запрещает движение! В Америке можно, к примеру, лишь притормозить на красный, чтобы затем повернуть направо, пропустив пешеходов и транспорт сбоку. В Ирландии, Румынии и Испании разрешено поворачивать на красный, если при этом мигает желтая стрелка. Мигающий красный в США, ЮАР и на Тайване предписывает остановиться и затем медленно ехать дальше, если перекресток свободен.

Передвижной светофор.

С другими цветами свои закавыки. Скажем, мигающий зеленый у нас (как и в Австрии, Турции, Мексике и Израиле) предваряет скорое включение желтого, а в Китае – сразу красного. Зато в Колумбии и Канаде он всего лишь обозначает светофор, который переключается на красный лишь при нажатии кнопки пешеходом. Мигающий после красного желтый вместо зеленого во Франции и Ирландии разрешает движение с учетом преимущественного права на проезд. А в Англии на мигающий желтый можно трогаться, как только перекресток покинет последний пешеход.

«Компьютер» прошлой эпохи: левый тумблер выключал лампы, средний позволял управлять движением вручную, а правый останавливал... время, то есть часы с приводом от электромотора.

А можно ли ехать на «чистый красный»? Говорят, бывает и такое – в той же Бразилии, где много грабителей на перекрестках. По ночам они особенно активны, а потому останавливаться в это время у светофора желающих нет. В итоге власти закрывают глаза на ночной проезд под красный.

Светофор в центре немецкого Бохума – стрелочный.

НЕВИДИМАЯ МИГАЛКА

Есть транспорт, чьи неотложные задачи не позволяют ждать переключения светофора на зеленый, к примеру «скорая помощь». Поэтому создание устройства MIRT (Mobile InfraRed Transmitter) было лишь вопросом времени – инфракрасный передатчик устанавливают рядом с мигалкой, а спрятанный в светофорах сенсор по его сигналу обеспечивает спецтранспорту «зеленую волну».

В Индии свои понятия об автоматике. Хоть тут и классные программисты, однако передвижной «светофор» выглядит вот так. Вместо полосатой палки – таблички Stop и Go, а сам «процессор» надежно защищен от наезда и поднят на достойную высоту.

Все хорошо, «за исключеньем пустяка»: простенький передатчик поставили на конвейер местные радиолюбители! Платишь три сотни зеленых и приобретаешь собственную «зеленую волну» – при этом схватить тебя за руку тяжело: снаружи-то ничего не видно! Бизнес объявили вне закона, но лишь подогрели интерес к запретному «прибамбасу». А когда каждый включает себе зеленый, откуда вообще взяться красному? И какой толк от самого светофора?

В Макао можно встретить и такие стрелки. Направо ехать можно, только осторожно.

Красивое решение нашлось быстро. Систему чуть-чуть «подкрутили», и светофоры по сигналу передатчика начали дружно переключаться... на красный! Причем по всем направлениям сразу – без дураков! Самоделки мгновенно утратили свою привлекательность, а «скорой» осталось воспользоваться законным правом проезда на запрещающий сигнал. Тяжело, конечно, если все вокруг стоят, но уж лучше так, чем разделять преимущество с толпой самозванцев.

Когда загорается красный, камера снимает нарушителей. Ночью – со вспышкой. В любом случае ждите квитанцию от дорожной полиции.

НУЖЕН ЛИ ЖЕЛТЫЙ?

Казалось бы, странный вопрос: надо ведь предупреждать нас о грядущей смене красного и зеленого. Для того и придумывали! Тем не менее Израиль всерьез поговаривает об экономии на желтых огоньках – дескать, поставим цифровые табло с отсчетом времени разрешающего сигнала. А россияне хихикают – мол, у нас такие давным-давно используются: и в Казани, и в Волгограде, и в Питере. И, конечно же, в столице. Кстати, первое табло с циферками для пешеходов появилось здесь пару лет назад в районе Дмитровского шоссе и Новослободской улицы.

Кстати, табло необязательно должно быть цифровым. В Мельбурне, к примеру, есть циферблаты с одной стрелкой – она движется по кругу, показывая водителям, когда переносить ногу слева направо.

ДО ЛАМПОЧЕК!

В Москве до конца 2008 года должна завершиться замена ламповых светофоров светодиодными. А чем плохи лампы?

В Австралии подобные светофоры остались разве что в Мельбурнском музее. Кстати, по наглядности они превосходны – сразу видно, когда зажжется зеленый!

Недостатков море: потребляют много энергии, часто перегорают, а цветные линзы на солнце порождают так называемый фантом-эффект: вроде что-то горит, а какого цвета – не разобрать. Современные светодиоды служат годами, хорошо различимы в любую погоду, мгновенно переключаются, а светофор останется работоспособным, даже если часть светодиодов выйдет из строя. Да и помирают светодиоды не вдруг, а постепенно – сначала просто меркнут, как бы прося замены. А еще из них можно собирать разноцветные символы – стрелочки, фигурки пешеходов и т.п.

Светофор обычный, а вот приемник инфракрасного сигнала замечаешь не сразу. А под мигалкой полицейской машины – передатчик.

САМЫЕ-САМЫЕ

Корейцы полагают, что самые красивые светофоры в мире установлены на улицах Пхеньяна. А все потому, что лампочки да транзисторы здесь используют разве что в очень плохую погоду – когда либо очень жарко, либо совсем холодно. В остальное же время движение разруливают симпатичные кореянки – работа считается престижной и хорошо оплачивается. На должность эдакого «светофора» проводят жесткий отбор. В Индии также предпочитают «гуманный подход» прихотям электрики и электриков.

Водителям волноваться не о чем: этот светофор только для велосипедистов. В Европе их уважают!

Но интереснее всего человеческий фактор проявил себя... в Гамбии. С появлением первого светофора, деньги на который ссудила некая частная фирма, непонятное для африканцев сооружение стало привлекать толпы зевак – как пеших, так и моторизованных. Объединил их искренний интерес к чуду техники – похоже, аборигенам никто не объяснил, для чего оно вообще нужно.

В центре Бохума над перекрестком и сегодня висит странное сооружение с подсвеченными изнутри стрелками. Это тоже светофор: когда стрелка показывает на красный сектор, нужно стоять. Такие светофоры были популярны в течение 40 лет в Голландии, вешали их также в Германии и Австралии. Стрелки были соединены между собой шестеренками, поэтому ситуация, когда в результате поломки обычного светофора на нем загораются все три огня или, того хуже, зеленый по всем направлениям, здесь исключена. Меняя обороты двигателя, регулировали длительность фаз – правда, только всех вместе. Интересно, что автор этого светофора додумался сделать красные сектора чуть длиннее зеленых, так что кратковременно все стрелки запрещали движение – аналог желтого сигнала.

Первый советский светофор замигал в Ленинграде 15 января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов. 30 декабря того же года за Питером подтянулась и Москва – светофорный столбик вырос на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Третьим «светофорным» городом стал Ростов-на-Дону – там же впоследствии испытали первую в стране «зеленую волну».

А ДАЛЬШЕ?

В столице сегодня примерно 2000 светофорных объектов (на каждом из них от 2 до 16 светофоров). Известно также, что средний человек за всю жизнь проводит две недели в ожидании смены сигнала. Тем временем градоначальники увлеченно рассказывают нам о перспективных бессветофорных трассах...

Наверное, это справедливо: светофор потихоньку должен переехать с магистралей в музеи, диснейленды и частные коллекции. А водители со стажем будут ностальгически вздыхать, находя своеобразную приятность в былых остановках перед цветными огоньками.

Кстати, недавно в голландском Драхтене убрали все светофоры – и ничего: дорожная смертность в городке упала до нуля! Авторы безумной, казалось бы, идеи, с удовольствием отмечают, что в условиях анархии участники движения стали предельно осторожными, а добираться до нужного места со снижением скорости стали быстрее.

НАША СПРАВКА

СВЕТОФОР – ФРАГМЕНТЫ БИОГРАФИИ

10 декабря 1868 г., Лондон – первый уличный светофор.

1910 г., Чикаго – первая автоматическая система, переключающая светофор без участия человека.

1912 г., Солт-Лейк-Сити – придуман первый электрический светофор с красной и зеленой линзами.

1914 г., Кливленд – внедрены первые электрические светофоры. О смене цветов предупреждал зуммер.

1920 г., Детройт – первые трехцветные светофоры на четыре направления.

1922 г., Хьюстон – первая автоматическая система управления светофорными объектами.

15 января 1930 г., Ленинград – на углу Невского и Литейного установлен первый советский светофор.

1952 г., Хельсинки – первые светофоры здесь появились гораздо позже, чем у нас!

1961 г., Восточный Берлин – первый в мире светофор для пешеходов.

Подпишитесь на «За рулем» в