От Сокольников до Парка – на метро!
Экономия, как известно, – это способ тратить деньги без удовольствия. Взять, к примеру, расход топлива – удовольствие получает лишь тот, кто «помогает» сэкономить другим, продавая омагничиватели, завихрители и синтезаторы катализатора. Но можно сыграть и по-честному: как насчет того, чтобы реально снизить расход топлива в городском режиме – литра эдак на четыре?
Рецепт – чуть ниже.
ИГРА В 15, АРИФМЕТИКА И СТАТУИ ЦЕРЕТЕЛИ
Есть такая детская игра – пятнадцать квадратных фишек елозят по 16 полям в надежде выстроиться в правильном порядке. Сыграем? Да, но чуть позже – сначала немного занимательной арифметики.
Длина МКАД – сто километров с хвостиком. Условно принимая эту границу за окружность, прикидываем охваченную ею площадь: с округлением – примерно тысяча квадратных километров. Это – с Думой, речкой Яузой и статуями Церетели, вместе взятыми... А теперь – вопрос: на какую часть этой жилплощади претендует АВТОМОБИЛЬ, если на учете в Москве состоит 3,3 млн. машин? Из которых, кстати, 265 тыс. грузовых. А еще, по данным информационных агентств, ежедневно в Москву прибывает чуть ли не полтора миллиона машин – с подмосковными, тульскими, рязанскими, владимирскими, тверскими и прочими номерами...
Сколько автомобилей – от новеньких до прогнивших насквозь – может оказаться в Первопрестольной одновременно? Этого, похоже, не знает даже интернет: лично мне представляется реальной цифра 3 млн. Если условно допустить, что все «газели» и «мерседесы» имеют те же габариты, что и скромняга «Логан», то окажется, что один автомобиль занимает примерно 10 м2 жилплощади. Это – по минимуму: любая «ракушка» съедает куда больше. А если вдруг владельцу вздумается на нем куда-то поехать, то на дороге требования автомобиля к жилплощади заметно возрастут!
И еще. Уходя на работу, вы вправе рассчитывать на то, что за время отсутствия на вашей койке не поселится некто из соседней губернии. Отъезжая от дома, вы также хотите быть уверены, что в любую секунду сможете вернуться обратно и спокойно припарковаться. Еще желательна стоянка возле работы, дабы не «нарезать» попусту вокруг квартала в поисках свободного асфальта. А к вечеру, вспомнив про пустой холодильник, хорошо бы заглянуть в супермаркет, не бросая машину посередине Садового кольца...
Что-то не так? Слишком много хотим? Простите, но даже жители коммуналок могли плохо-бедно сидеть, лежать и перемещаться в пределах своих комнатушек. Поэтому расчетные 10 «квадратов» придется увеличить – хотя бы до 50 м2 жилплощади. А теперь помножим их на число автомобилей – получаем 150 км2. И сравним с площадью Москвы.
Намек понятен?
РАЗОБЛАЧИМ АВТОРА!
Хотите найти ошибку в расчетах? И я хотел бы – только есть ли она? Можно, конечно, провести не одно ток-шоу, обсуждая реальное число автомобилей в столице – а тем временем оно продолжает расти. Примерно на 12% в год.
Ладно – готов сыграть в поддавки с теми, кто в упор не видит ни миллионов автомобилей, ни проблем. Предположим, половина (!) из упомянутых машин Москву никогда не посещала и хранится где-то на вечном приколе: за городом, под землей, под водой – не знаю. При этом 150 км2 превратятся «всего лишь» в 75 – уже легче. Но тогда самое время учесть, что МКАД охватывает весь город, а не только улицы с переулочками! А без рек и парков площадь дорожного покрытия столицы составляет менее 90 км2. Ведь плотность улично-дорожной сети Москвы вдвое ниже, чем в Лондоне, Нью-Йорке или Токио, где дороги занимают около 20% площадей города.
Еще вопросы есть? Или опять цифры неправильные? Кстати – они вполне оптимистичные! А вот профессиональные транспортники считают, что реальный предел для Москвы – 350 тысяч машин! При этом город переходит в состояние неустойчивого равновесия и мгновенно «встает» из-за любой ерунды типа проколотого колеса в Лефортовском тоннеле.
Конечно, если все же поиграть «в 15», то несложно продлить агонию еще на пару лет. Правила игры такие: вы прибываете на работу, коллега тут же уезжает в супермаркет, где для него немедленно освобождает место ваш сосед по двору, спешащий припарковаться у дома вместо вас! Собственно, именно в такую игру уже превратились ежедневные поездки по Москве. Интересная игра? Вот и мне кажется, не очень.
А тем, кто все равно не согласен, предлагаю дать собственное толкование цифр, приведенных ниже.
ЧТОБ ЗАПРЯЧЬ ТЕБЯ
– Ерунда! – отмахнется от этих циферок Знаток. – В европах и америках машин побольше – и ничего: ездят!
Да, ездят. Например, по центру Лондона – на дабл-декере: очень удобно и недорого. У них есть и другие заграничные извращения: от такси до велосипеда. Не доходит до англосаксов, что в Третьяковский проезд за тряпками так не поедешь – позору не оберешься. И вообще, европейцы – странные, им наши языческие причуды непонятны. Они почему-то не пытаются облегчить жизнь городского автомобилиста-частника! Усложнить ее, сделать экономически абсурдной, заведомо неудобной – вот их цель! Потому что владеют арифметикой не хуже нашего и давно все поняли.
А вот мы пока не поняли ничего. Наверное, слишком уж стосковались в прошлом веке по всему личному и частному! Но сами того не желая, первыми достигли той же цели, превратив поездки по Москве в бред, абсурд и кошмар. Ежедневная пробка на 5–6 часов – это не жуткий сон, а последствия идиотской игры «в 15» на столичных просторах, навязанной нам московскими «крупье». Которые, впрочем, до сих пор уверены в том, что владеют ситуацией. Вот, мол, построим еще одну развязку, введем одностороннее движение, заправим Новый Арбат под землю.
Увы – арифметика сильнее. И она говорит, что это уже не поможет!
СТАНЬ, МАРУСЬКА, В СТОРОНЕ
Когда-то большие руководители обещали превратить Москву в образцовый коммунистический город. Идея, в общем-то, понятная: денег на всеобщее благоденствие явно не хватало, а на эдакий локальный коммунизм попытались наскрести. Точно так же сегодня освобождают московские улицы от пробок: решить задачу в целом – не по силам, но провезти одного высокопоставленного божка с кортежем и светомузыкой – запросто.
В этом и состоит принципиальное различие между нами и теми же англосаксами. Мы сделали невозможным ЛЮБОЕ перемещение по городу, поскольку все наши такси-троллейбусы-трамваи торчат в тех же пробках, что и «жигули» с «ягуарами»! А островитяне чуть ли не силой (точнее, силой денег) пересаживают своих лордов и пэров в автобусы, на метро и прочий общественный транспорт. Те особо и не брыкаются, потому что прекрасно понимают: это – УДОБНЕЕ!
И, кстати говоря, гораздо выгоднее! По крайней мере – у них, за бугром.
НАХОДИТЬ ПЛЮСЫ В МИНУСАХ
Знаменитый житейский психолог Дейл Карнеги призывал находить положительные моменты даже в самых безрадостных ситуациях. Что ж, попробуем.
Транспортный коллапс, охвативший столицу, имеет и достоинства: поясняю на собственном примере. Средний расход бензина у моего автомобиля (170 л.с., автомат, кондиционер и все такое) составляет теперь всего 7,5 л/100 км! Завидно? Так исключите из программы ежедневные поездки на службу и обратно – аппетит вашей машины также гарантированно сократится на несколько литров! Такой вот рецепт экономии топлива.
К сожалению, мне пришлось им воспользоваться, потому что город не оставил выбора. Многие москвичи и петербуржцы уже поступили так же. Зачем тогда вообще машина? А для всего остального – для выходных, для загородных поездок, для путешествий! Да, вождение доставляет огромное удовольствие, но – увы: для жителей мегаполисов наступил новый этап жизни с автомобилем и с чем-то приходится прощаться. В любом случае, дурацкая игра «в 15», извините, не по мне.
Идет к тому, что столичный автомобиль и его владелец будут видеть друг друга довольно редко. Впрочем, говорят, даже при заключении брака можно заранее оговорить раздельное проживание супругов... Что ж, во всем есть свои плюсы!