От Сокольников до Парка – на метро!

От Сокольников до Парка – на метро!

Экономия, как известно, – это способ тратить деньги без удовольствия. Взять, к примеру, расход топлива – удовольствие получает лишь тот, кто «помогает» сэкономить другим, продавая омагничиватели, завихрители и синтезаторы катализатора. Но можно сыграть и по-честному: как насчет того, чтобы реально снизить расход топлива в городском режиме – литра эдак на четыре?

Рецепт – чуть ниже.

ИГРА В 15, АРИФМЕТИКА И СТАТУИ ЦЕРЕТЕЛИ

Есть такая детская игра – пятнадцать квадратных фишек елозят по 16 полям в надежде выстроиться в правильном порядке. Сыграем? Да, но чуть позже – сначала немного занимательной арифметики.

Именно на таком транспорте, а вовсе не на «бентли» и «роллсах» удобнее всего ездить по Лондону.

Длина МКАД – сто километров с хвостиком. Условно принимая эту границу за окружность, прикидываем охваченную ею площадь: с округлением – примерно тысяча квадратных километров. Это – с Думой, речкой Яузой и статуями Церетели, вместе взятыми... А теперь – вопрос: на какую часть этой жилплощади претендует АВТОМОБИЛЬ, если на учете в Москве состоит 3,3 млн. машин? Из которых, кстати, 265 тыс. грузовых. А еще, по данным информационных агентств, ежедневно в Москву прибывает чуть ли не полтора миллиона машин – с подмосковными, тульскими, рязанскими, владимирскими, тверскими и прочими номерами...

Вообще-то, перед нами – тротуар. Но мы же сказали, что асфальт кончился: пешеходы явно мешают автомобилям.

Сколько автомобилей – от новеньких до прогнивших насквозь – может оказаться в Первопрестольной одновременно? Этого, похоже, не знает даже интернет: лично мне представляется реальной цифра 3 млн. Если условно допустить, что все «газели» и «мерседесы» имеют те же габариты, что и скромняга «Логан», то окажется, что один автомобиль занимает примерно 10 м2 жилплощади. Это – по минимуму: любая «ракушка» съедает куда больше. А если вдруг владельцу вздумается на нем куда-то поехать, то на дороге требования автомобиля к жилплощади заметно возрастут!

К вопросу о пэрах и лордах! Исследования компании «Хонда» показали, что родители возят в школу только по одному ребенку, в результате чего по Альбиону разъезжает 5 млн. пустых сидений! Если каждый посадит к себе хотя бы одного ребенка соседа, то число маш

И еще. Уходя на работу, вы вправе рассчитывать на то, что за время отсутствия на вашей койке не поселится некто из соседней губернии. Отъезжая от дома, вы также хотите быть уверены, что в любую секунду сможете вернуться обратно и спокойно припарковаться. Еще желательна стоянка возле работы, дабы не «нарезать» попусту вокруг квартала в поисках свободного асфальта. А к вечеру, вспомнив про пустой холодильник, хорошо бы заглянуть в супермаркет, не бросая машину посередине Садового кольца...

Что-то не так? Слишком много хотим? Простите, но даже жители коммуналок могли плохо-бедно сидеть, лежать и перемещаться в пределах своих комнатушек. Поэтому расчетные 10 «квадратов» придется увеличить – хотя бы до 50 м2 жилплощади. А теперь помножим их на число автомобилей – получаем 150 км2. И сравним с площадью Москвы.

Намек понятен?

РАЗОБЛАЧИМ АВТОРА!

Хотите найти ошибку в расчетах? И я хотел бы – только есть ли она? Можно, конечно, провести не одно ток-шоу, обсуждая реальное число автомобилей в столице – а тем временем оно продолжает расти. Примерно на 12% в год.

Ладно – готов сыграть в поддавки с теми, кто в упор не видит ни миллионов автомобилей, ни проблем. Предположим, половина (!) из упомянутых машин Москву никогда не посещала и хранится где-то на вечном приколе: за городом, под землей, под водой – не знаю. При этом 150 км2 превратятся «всего лишь» в 75 – уже легче. Но тогда самое время учесть, что МКАД охватывает весь город, а не только улицы с переулочками! А без рек и парков площадь дорожного покрытия столицы составляет менее 90 км2. Ведь плотность улично-дорожной сети Москвы вдвое ниже, чем в Лондоне, Нью-Йорке или Токио, где дороги занимают около 20% площадей города.

Еще вопросы есть? Или опять цифры неправильные? Кстати – они вполне оптимистичные! А вот профессиональные транспортники считают, что реальный предел для Москвы – 350 тысяч машин! При этом город переходит в состояние неустойчивого равновесия и мгновенно «встает» из-за любой ерунды типа проколотого колеса в Лефортовском тоннеле.

Конечно, если все же поиграть «в 15», то несложно продлить агонию еще на пару лет. Правила игры такие: вы прибываете на работу, коллега тут же уезжает в супермаркет, где для него немедленно освобождает место ваш сосед по двору, спешащий припарковаться у дома вместо вас! Собственно, именно в такую игру уже превратились ежедневные поездки по Москве. Интересная игра? Вот и мне кажется, не очень.

А тем, кто все равно не согласен, предлагаю дать собственное толкование цифр, приведенных ниже.

ЧТОБ ЗАПРЯЧЬ ТЕБЯ

– Ерунда! – отмахнется от этих циферок Знаток. – В европах и америках машин побольше – и ничего: ездят!

Да, ездят. Например, по центру Лондона – на дабл-декере: очень удобно и недорого. У них есть и другие заграничные извращения: от такси до велосипеда. Не доходит до англосаксов, что в Третьяковский проезд за тряпками так не поедешь – позору не оберешься. И вообще, европейцы – странные, им наши языческие причуды непонятны. Они почему-то не пытаются облегчить жизнь городского автомобилиста-частника! Усложнить ее, сделать экономически абсурдной, заведомо неудобной – вот их цель! Потому что владеют арифметикой не хуже нашего и давно все поняли.

А вот мы пока не поняли ничего. Наверное, слишком уж стосковались в прошлом веке по всему личному и частному! Но сами того не желая, первыми достигли той же цели, превратив поездки по Москве в бред, абсурд и кошмар. Ежедневная пробка на 5–6 часов – это не жуткий сон, а последствия идиотской игры «в 15» на столичных просторах, навязанной нам московскими «крупье». Которые, впрочем, до сих пор уверены в том, что владеют ситуацией. Вот, мол, построим еще одну развязку, введем одностороннее движение, заправим Новый Арбат под землю.

Увы – арифметика сильнее. И она говорит, что это уже не поможет!

СТАНЬ, МАРУСЬКА, В СТОРОНЕ

Когда-то большие руководители обещали превратить Москву в образцовый коммунистический город. Идея, в общем-то, понятная: денег на всеобщее благоденствие явно не хватало, а на эдакий локальный коммунизм попытались наскрести. Точно так же сегодня освобождают московские улицы от пробок: решить задачу в целом – не по силам, но провезти одного высокопоставленного божка с кортежем и светомузыкой – запросто.

В этом и состоит принципиальное различие между нами и теми же англосаксами. Мы сделали невозможным ЛЮБОЕ перемещение по городу, поскольку все наши такси-троллейбусы-трамваи торчат в тех же пробках, что и «жигули» с «ягуарами»! А островитяне чуть ли не силой (точнее, силой денег) пересаживают своих лордов и пэров в автобусы, на метро и прочий общественный транспорт. Те особо и не брыкаются, потому что прекрасно понимают: это – УДОБНЕЕ!

И, кстати говоря, гораздо выгоднее! По крайней мере – у них, за бугром.

НАХОДИТЬ ПЛЮСЫ В МИНУСАХ

Знаменитый житейский психолог Дейл Карнеги призывал находить положительные моменты даже в самых безрадостных ситуациях. Что ж, попробуем.

Транспортный коллапс, охвативший столицу, имеет и достоинства: поясняю на собственном примере. Средний расход бензина у моего автомобиля (170 л.с., автомат, кондиционер и все такое) составляет теперь всего 7,5 л/100 км! Завидно? Так исключите из программы ежедневные поездки на службу и обратно – аппетит вашей машины также гарантированно сократится на несколько литров! Такой вот рецепт экономии топлива.

К сожалению, мне пришлось им воспользоваться, потому что город не оставил выбора. Многие москвичи и петербуржцы уже поступили так же. Зачем тогда вообще машина? А для всего остального – для выходных, для загородных поездок, для путешествий! Да, вождение доставляет огромное удовольствие, но – увы: для жителей мегаполисов наступил новый этап жизни с автомобилем и с чем-то приходится прощаться. В любом случае, дурацкая игра «в 15», извините, не по мне.

Идет к тому, что столичный автомобиль и его владелец будут видеть друг друга довольно редко. Впрочем, говорят, даже при заключении брака можно заранее оговорить раздельное проживание супругов... Что ж, во всем есть свои плюсы!

Подпишитесь на «За рулем» в