Чаще мойте уши!
Помните условие задачи? Коротко: Сева, владелец старой «копейки», ухнул в дорожную выбоину, услыхал треск под капотом, обнаружил вентилятор с обрубками лопастей. Почему же они сломались?
Первыми, как водится, посыпались простейшие версии: у одного лопасти снесло слетевшим с места аккумулятором, у другого радиатором, у третьего намотался провисший провод и так далее. Таких ответов много, они поучительные, но... не самые глубокие. Кончаются обычно советами, как доехать до стоянки без вентилятора. Эх, если бы в истории с Севой все было так просто!
Мы рассмотрим одну из наиболее скверных ситуаций, которая возможна на старой машине. Она разрешается дорогим кузовным ремонтом, а сломанные обо что-то лопасти – всего лишь знак беды. Доехать и без них можно, если следить за температурой двигателя, – было бы на чем ехать!
Как и победитель этого тура конкурса, Сева наверняка заметил, что после удара двигатель наклонился вправо. Дело в том, что оба вертикальных болта крепления поперечины к правому лонжерону вырвало из ржавого металла, а горизонтальный, который держит проушину поперечины, не спас: на таких машинах проушины часто рассечены усталостными трещинами, но под наслоениями грязи их не замечают.
Авторы ряда писем напоминают, что чаще страдает именно правый лонжерон – ему достается больше и ударов, и коррозии. Советуют следить за поперечиной. Трещины на «ушах» показывают, что она, а с ней и ось нижнего рычага подвески уже начали опускаться, нарушая геометрию машины. Если же болты вырвало, ехать нельзя: это прямой риск более тяжелой аварии.
Опытный водитель чувствует такую поломку даже на машине с электровентилятором: машину тянет в сторону, она неадекватно реагирует на попытки маневрировать, шина в повороте визжит и т.д. Но то опытный, а есть всякие. Совет – как в детской сказочке: «чаще мойте уши!»
Что же делать при такой поломке? Так или иначе, придется звать на помощь кузовщика и прибегнуть к сварке.
Ну а как проехать хотя бы десяток километров к месту ремонта? Эвакуатор хорош, когда он под рукой. Если его нет, нужно так поднять поперечину, чтобы ось нижнего рычага вернулась на штатное место. Понадобятся несколько коротких (0,5– 1 м) досок, стальная вязальная проволока (диаметром 1–2 мм), домкрат, ключи, пассатижи.
Машину поднимем на достаточно прочную опору из досок, чтобы работа в арке снятого колеса была безопасной. Поперечина должна лечь на эту опору – нагрузка от машины вернет ее на место. Затем отвернем на 3–4 оборота гайки обеих осей, чтобы в этих местах обвязать проволокой и крепко стянуть нижнюю с верхней. Сколько витков потребуется, зависит от проволоки. Лучше та, что потоньше; мотаем ее с изрядным усилием, чтобы действовал «закон удава»: больше витков, тесней объятия. Конечно, незатянутые сайлент-блоки рычагов – не лучшее решение, но потихоньку ехать к месту ремонта можно, подвеска не рухнет.
Не желая обидеть владельцев старых авто, напомним: хотя все эти раритеты достойны уважения, все же нет в подлунном мире вечных автомобилей. Видавшую виды машину мало эксплуатировать – надо сознательно поддерживать в рабочем состоянии, иначе произойдет то, что описано в условии.
Поздравляем Вячеслава Потупова с победой!