Днем – с огнем!
С 1 января 2006 г. вступили в силу обновленные ПДД. Одно из самых значительных изменений записано в п. 19.5 : «в светлое время суток... ближний свет должен быть включен при движении вне населенных пунктов». Вслед за доброй половиной цивилизованного мира Россия зажгла днем фары, чтобы лучше обозначить движущиеся объекты. А инициатором нововведения выступил журнал «За рулем»!
Четырьмя годами ранее журнал открыла статья с предложением ездить днем с огнем (ЗР, 2001, № 11). Мы утверждали и продолжаем утверждать: сделать свой автомобиль более заметным – значит поспособствовать безопасности движения! Журнал привел шесть базовых доказательств – зарубежный и отечественный опыт, случаи из водительской практики, расчеты – и призвал всех водителей включать фары днем.
Откроем секрет: поводом для той статьи стала поездка одного из ее авторов в Финляндию, где все, ну поголовно все водители зажигают днем свет. Дороги соседней страны похожи на наши во многом, исключая главным образом аварийность... Семя, что называется, упало на благодатную почву.
Через полгода (ЗР, 2002, № 6) мы отчитались полученными откликами – с нами спорили, но большинство корреспондентов поддержали идею. Возражения насчет повышения расхода топлива и перегорающих ламп опровергают расчеты и практика, а самое главное – даже доли процента, на которые можно снизить аварийность, дороже капель «лишнего» бензина!
В 2003-м мы спорили уже не с водителями, а с автоинспекцией. В апрельском номере дали подборку писем, в которых читатели жаловались, как их наказывали (или пытались) за включенные днем фары! Это уж ни в какие ворота: в конце концов, зажигать свет – личное дело каждого, но никакого запрета на этот счет ПДД не содержат! Жаль, не все инспекторы (и даже судьи) до нашей публикации это знали...
Лед тронулся в 2004-м. Стало известно, что, готовя очередные поправки к ПДД, Минтранс предложил закрепить в них требование круглосуточно включать ближний свет в зимнее время. Среди доводов были и те, что приводил ЗР... Мы, в свою очередь, провели День вежливости на дорогах: участникам, в числе прочего, предлагалось зажечь фары днем (ЗР, 2004, № 7).
Не только через журнал мы пропагандировали «дневной свет» – ярким примером были изданные «За рулем» в 2002-м Правила дорожного движения, на обложке которых языком плаката предлагалось изменить пункт 19.5.
Собственно, почти таким он и стал через небольшое время, с той лишь поправкой, что ближний свет фар обязали включать только за городом. Мы гордимся этим пунктом – он наш, «зарулевский»!