Наша Лена и ее команда
Так уж повелось – в журнале «За рулем» работают подолгу. Если ты пересек однажды порог редакции – все, считай, «пропал». На многие годы, а то и на всю жизнь. Правда, априори все вышесказанное относилось к журналистам-мужчинам. А кто еще может со знанием дела писать о жизни машин? Елена Варшавская, видимо, об этом правиле ничего не знала. Она просто открыла однажды дверь редакции – и осталась здесь... навсегда.
В ее жизни было множество школ в разных концах России и даже за рубежом – родители-геологи возили единственную дочь везде, куда забрасывала их судьба. Потом недолгая учеба в геолого-разведочном институте. За два года успела понять, что ее призвание – журналистика, обзавелась семьей и друзьями на всю жизнь (а дружить она умела!). Позже окончила журфак Московского университета, работала в «Московской правде», газете «Труд».
Требовалось разобраться самой, а главное – донести до читателей смысл гигантских подвижек в экономике, лишь обозначенных словом «реформы».
В 1996-м Лену пригласили в «За рулем», и вскоре она стала заведующей отделом и членом редколлегии самого мужского журнала страны...
Наверное, если поднять личное дело, которое хранится в архиве, можно узнать о ней много самых разных фактов. Но ведь не это главное!
Главное – какой она была: неиссякаемый фонтан новых идей, многие из которых питают журнал и сегодня. Круг интересов Лены многообразен, как сама жизнь: она устраивала сбор читательских подписей под обращением в Государственную думу, организовывала сложнейший автопробег – от южной границы Урала до Полярного круга (не правда ли, чисто женское дело!). Лене хватало сил бороться с привилегиями чиновников и отстаивать права рядового потребителя. Ее обаяние помогало разговорить собеседников, кажется, любого ранга и темперамента: стоит вспомнить хотя бы интервью с первым гендиректором ВАЗа В. Поляковым, человеком непубличным и крайне требовательным.
Вникая в проблемы российского и мирового автопрома, наша коллега не отгораживалась от чисто человеческих, житейских забот. Многие читатели помнят, как Лена добилась покупки автобуса для семьи, где воспитывалось 13 своих и приемных детей. И вообще, все, за что бралась, она обязательно доводила до конца. Как у нее это получалось – до сих пор не могу понять. Может быть, потому, что умела сплотить вокруг себя единомышленников, которые тут же включались в работу. Собственно, ведь именно Варшавская придумала «команду «За рулем» – это когда мы, журналисты, что-то делаем вместе с вами, читателями. И у нас все получается!
А еще она была молодой, веселой и очень красивой, планировала сделать так много... И сделала бы обязательно, потому что была настоящим профессионалом, до конца отдававшим себя тому, что задумано. Планы внезапно нарушила неизлечимая болезнь – но она продолжала собирать материалы, писать... Последние две статьи вышли в свет уже тогда, когда Лены с нами не было.
Почти пять лет прошло с тех пор, но в «За рулем» ее помнят все, помнят друзья журнала и читатели. А в редакции продолжают работать несколько человек, которых привела сюда она. И навсегда заразила командным духом «За рулем». Один из них – я. Каждый раз, отправляясь в очередной автопробег – во Владивосток, Магадан или еще дальше – непременно вспоминаю Лену. И мысленно посвящаю экспедицию ей.
...Сразу нескольким поисковым системам в российском интернете я задал сочетание «Елена Варшавская». Естественно, они тут же указали на многочисленные статьи нашей Лены. Да, на нее по-прежнему ссылаются – и управленцы, и авторы научных работ, монографий, диссертаций... Интересно, что в российскую Паутину попало еще несколько женщин с такими же точно именем и фамилией. Одна из них – художественный руководитель и дирижер Камерного хора «Лад» знаменитой «Гнесинки», другая – бывший ведущий научный сотрудник Эрмитажа, а ныне американский профессор. Была еще одна Елена Варшавская – 19-летняя старшина медицинской службы, фельдшер 40 гвардейского минометного полка; она погибла от пули снайпера, когда пыталась вытащить раненого с поля боя. Что ж, и в интернете у нашей Лены – достойная «команда»...