Мечты и разочарования
Полтора месяца кропотливой работы – и перед нами полная и объективная картина потребительского спроса. Почти три с половиной миллиона читателей журнала «За рулем» в течение всего года знакомились с новинками отечественного и зарубежного автопрома, покупали автомобили и высказывали в анкетах свои пожелания и предложения. Настал черед поделиться с аудиторией созревшим статистическим плодом.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Самый автомобильный возраст россиян – от 31 до 40 лет (35% читателей). А вот младше 18 и старше 60 лет – лишь по одному проценту респондентов.
Две трети приславших анкеты уже обзавелись автомобилями, остальные намереваются приобрести их в ближайшее время. Причем с выбором народ уже определился. На «Форд» потратит свои кровные почти пятая часть автомобилистов. Никаких сенсаций: «Форд-Фокус», абсолютный лидер за 8 месяцев продаж этого года в России (59 521 шт.), держит марку, оправдывая ожидания потребителей. Сесть за руль какой-либо модели ВАЗа планирует 15% респондентов. И дальше все вполне закономерно: «Тойота», «Рено», «Ниссан». В категорию 3–5% попадают и «немцы», и «японцы», и «корейцы». Причем последние в сумме занимают в предпочтениях читателей твердое пятое место, сразу после «Рено», что подтверждается продажами: тот же «Хёндай» вышел на четвертое место за 8 месяцев этого года среди всех иномарок (80 477 шт.).
НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ
Пока пальму первенства в России удерживает ВАЗ: авто этой марки пользуются больше половины (51,76%) наших читателей, и, несмотря на многочисленные нарекания, «Лада» продолжает оставаться самым продаваемым в стране брендом. А вот ГАЗ сильно уступает своему соотечественнику: только 4,33% респондентов выбрали этот продукт. Остальные предпочитают иномарки: «Форд» (5,4%), «Тойоту» (4,9% и 99 503 авто, проданных в России по август этого года), «Хёндай» и «Дэу» (2,6 и 2,4% соответственно) и «Ниссан», «Фольксваген» и «Шевроле» (2,2%).
ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ЦЕНИМ?
Вот уж действительно – кому суп жидкий, а кому жемчуг мелкий. Отвечая на вопрос об удовлетворенности, читатели порой были слишком категоричны. Впору вспомнить водительскую мудрость: «Автомобиль нужен, чтобы ты на нем ездил, а не он на тебе». На оценки влияют и стоимость обслуживания, и аппетит, и совокупная оценка ходовых качеств, безопасности – и еще куча всего, сливаясь в банальное «нравится – не нравится».
Безоговорочное «да» со стопроцентным результатом получили лишь «Ленд-Ровер», по праву считающийся лучшим европейским вседорожником, «Ситроен», стремительно набирающий обороты, и «Вольво», который давно слывет в народе самым безопасным.
Не разочаровались в своем приобретении владельцы «мерседесов» и БМВ, в целом устраивают россиян «японцы», «французы» и «корейцы». Ну и «Чери», подкупающая в первую очередь своей доступностью – в лучшем смысле слова. Неожиданно низок процент удовлетворенных среди владельцев «Ауди». Видать, подразорила их иномарка! Впрочем, сказать твердое «нет» решаются лишь немногие: почти четверть владельцев «четырех колец» затрудняются с оценкой, как и обладатели «Субару» – две этих марки собрали рекордное количество «затруднений с ответом».
По уровню разочарований лидируют отечественные ВАЗ, ГАЗ и УАЗ – не оправдали надежд! Меньше всего удовлетворяют владельцев (42,6%) модели ВАЗа, а почти пятая часть обладателей этих машин крепко задумалась, как бы поделикатнее ответить на наш вопрос. И, видимо, думает до сих пор...
СМЕНИТЬ ИМИДЖ
Удивительно, но большинство владельцев назвали в качестве будущего авто не ту марку, которой владеют в настоящее время. Проследим за сменой предпочтений, ограничив список желаемых брендов пятеркой самых востребованных владельцами каждой из марок.
Бросается в глаза почти полное отсутствие отечественных марок в списке предпочтений. ВАЗ в качестве следующего автомобиля планируют приобрести лишь владельцы отечественной техники (причем меньшинство из них) да небольшая часть собственников «Ситроена» (заметим, как раз стопроцентно удовлетворенных своим авто!). Видимо, первые «не нюхали» иномарок, а вторые – «наших».
А вот «Форд» и «Тойоту» в качестве возможного кандидата рассматривают почти все владельцы. Это ли не залог стабильного спроса в будущем? Готовы пересесть на «Форд» водители ВАЗа, «Вольво», «Шкоды», «Рено», «Опеля», «Хёндай», «Дэу» и даже «Ауди». Хотя долгосрочные позиции «Тойоты» выглядят куда прочнее: «японку» хотят приобрести свыше 40% ее сегодняшних владельцев, тогда как «Форд» на «Форд» готовы поменять лишь около 20% россиян. Это ли не отголоски раскрученного имиджа «первой народной иномарки»?
Однако нашлось немало твердых сторонников эксплуатируемых марок. Не хотят изменять своим привязанностям хозяева БМВ (44%), «Тойоты» (41%), «Фольксвагена» (25%), «Мицубиси» (27%), «Мерседеса» (24%), КИА (27%), «Шевроле» (14%), ФИАТа (38%), «Хонды» (22%) и опять же «Форда» (20%).
В целом же, взамен «французов» хотят «французов», «немцев» меняют на «немцев», а «японцев» – на «японцев».
Впрочем, процесс выбора отнюдь не заканчивается определением желанной марки и модели. Наоборот, для покупателей нового автомобиля с этого наступает, как правило, самый мучительный период – подбор комплектации. О вкусах и предпочтениях на сей счет мы расскажем в следующем номере.