Crazy-финиш
Этот пробег дешевых машин и веселых пилотов прославил российский автопром!
Как вы помните, среди стартовавших был и Марис Межапуке с Оскаром Далбергом из Латвии на "Ниве". Мариса я хорошо знаю, он живет в Юрмале, владелец одной из самых больших в Прибалтике частных коллекций ретроавтомобилей и мотоциклов, и вообще увлекающийся человек и технарь-самоучка. Оскар его друг. Найти более-менее приличный автомобиль для марафона, да еще по такой низкой цене, ему было нелегко. Терпимый ходовой вариант нашелся только за $600 (в Европе такая машина стоит примерно 200 евро, что где-то рядом с сотней английских фунтов). А в регламенте ралли была запись, что "для того и законы, чтобы их обходить". И вот опытный политик Марис и его "Нива" 1983 года после ряда утрясок вместе с Оскаром были допущены к участию.
Старушка "Нива" была доведена до нужной кондиции латвийским дилером ВАЗа. В обозначенные 15 фунтов тоже не уложились, так как заменили на машине многое, зато появилась уверенность, что Африку с ее Сахарой эта колымага покорит.
Организатор и идеолог мероприятия Джулиан пока решал визовые и другие организационные вопросы (и продолжал потом, на всем протяжении маршрута вместе с подготовкой ночевок, дневок, пунктов ремонта). А еще он придумал правило об экономии. Чем дешевле экипажу обойдется пробег, тем больше зачетных очков. А экономить разрешалось по-всякому - хоть хитри, хоть сам бензин вырабатывай,. Да, англичане люди веселые и любят дурака повалять. Регламент составили - чумовой. А что? - ралли-то альтернативное... Марис вот из Риги в Германию перебрался на пароме (экономия!), потом в Кале - и там решил дожидаться остальных участников. И что? Заработал призовые очки!
В 7 утра 27 декабря 45 машин, в числе которых семь "Нив", три ВАЗ-2104, столько же ВАЗ-2105, рванули из Кале в Дакар. Командор Джу (ехал на дряхлой "пятерке") разбил участников ралли на группы по 6-7 машин: так мобильнее. И если кто-то вставал на ремонт, то его ждала не вся когорта, а свои, из группы. В день предполагалось проезжать по 600 миль.
За первый доехали до границы с Испанией. Стояли в кемпингах, разумеется, самых дешевых. На второй день ранним утром группы стартовали из Франции, и к двум ночи, проскочив Испанию, прибыли в Гибралтар. Там ночевка, продолжение знакомства участников. Запасы горячительного резко таяли, но так же таяли и экипажи - часть отсеялись уже в Европе из-за окончательных поломок старых машин. На пароме переплыли пролив и - вот он, черный континент. Маракеш. Там и Новый год встретили, с заходом на базарную площадь - себя показать, на марокканских женщин посмотреть. А в 12 дня первого января снова старт - поехали дальше.
У Мариса среди старушек был "Ситроен", прозванный "гадким утенком". Он действительно был гадкий - все время ломался, а владелец, как истинный европеец, в его конструкции ни бум-бум: с трудом знал, как капот открыть и каждый раз сокрушался - "катастрофф, катастрофф!!!". Обе "Нивы" постоянно таскали его на буксире, поскольку хозяин категорически не хотел сходить с дистанции. Он, видите ли, поспорил там с кем-то, что доедет до Дакара, и слезно просил его не бросать. В общем, все, кто ехал с Марисом, доехали до финиша: латыш их умело ремонтировал. Как-то на второй "Ниве" вышел из строя карбюратор. Марис вез запасной, а он не подошел - предназначался для леворульной машины. С помощью молотка, пассатиж и словесной поддержки Марис из двух карбюраторов собрал один рабочий - и "Нива" с ним пришла в Дакар. У "гадкого утенка" несколько раз разбирал и собирал движок. При этом иностранцы делали на латыша ставки - за сколько разберет, и за сколько после ремонта соберет. Получалось и то, и другое примерно за два часа. И все никак не могли взять в толк - вроде депутат, бизнесмен, и еще зачем-то слесарь-механик. Это, по их мнению, несовместимо - ты или депутат, или механик...
Когда въехали в Мавританию, взяли местного гида-проводника - предстояли 700 км по Сахаре. Он ехал в головной машине и тыкал пальцем - на тот бархан курс держи, потом вот на тот, и т. д. Прошли за четыре дня. Три ночи посреди Сахары Марису и его спутникам запомнятся на всю жизнь: с приходом темноты и относительной прохлады в пустыне проявлялась жизнь - вокруг палаточного городка и костров стрекотала какая-то живность, что-то выло, шипело... Неуютно - а вдруг какой скорпион в спальник заползет? А местный гид спал беспробудно, но утром, любовно поглаживая ножны кривого и большого кинжала, первым делом рассказывал сон, в котором группа повышала ему оплату вдвое...
В последний день ралли ехали вдоль берега океана - отмылись, накупались. Приехали в деревню, а она оказалась столицей Мавритании - был просто шок. А вскоре на "Ниве" Мариса вышли из строя все амортизаторы: он на большой скорости прыгнул с бархана, багажник со всей поклажей слетел, и после приземления "Нива" стала похожа на восьмерку. Но поехала дальше!
После отдыха еще 100 км пути, въехали в город - уже в Сенегале. Следующая остановка - Дакар.
Там посчитались-прослезились - до финиша доехала 21 машина! Однако: из семи "Нив" пришли шесть, у ВАЗов вообще без потерь - хотя снизу все было оторвано камнями, они ревели без глушителей, чиркали отвисшими бамперами... Короче, ралли показало, что нашему автопрому Сахара - семечки... Вот трасса Саратов-Волгоград - там и бампера отлетают, будто их резаком срезает. И еще: наш человек - один! - заменит в пустыне целый евросервис с его штатом механиков и укомплектованным складом. За что и будет обнят и "проздравлен" как самый полезный участник ралли самим президентом Гамбии. Почему Гамбии? А потому, что после ралли Джулиан привел всех доехавших туда в гости. Опять же по причине экономии - билет на самолет из Дакара в Европу стоит около тысячи евро, а из гамбийской столицы Банджой - ровно половину меньше! В Гамбии англичане устроили аукцион по продаже доехавших до финиша колымаг и разного барахла, а вырученные средства передали в олимпийский комитет этой страны. Точную сумму Марис не вспомнил, но сказал, что, к примеру, их старые резиновые сапоги и защитные перчатки "ушли" за 7 долларов. За такой подарок президент страны лично обошел строй раллистов и каждого поблагодарил.
Кстати: Джулиан решил сделать свое альтернативное ралли ежегодным мероприятием, и Марис уже получил из Лондона официальное приглашение на следующий год. А знаете,
Марис автора этой статьи пригласил вторым пилотом. А что - набедренные повязки..., амортизаторы, песок и пиво, это заманчиво. Едем! Конечно на "Ниве"!
P. S....Марису теперь дома каждую ночь, и иногда на заседаниях Думы, снятся бедуины с кинжалами, темнокожие грудастые женщины в одной набедренной повязке, пески Сахары, сломанные амортизаторы, текущие сальники, пауки, крокодилы, скорпионы, африканское пиво (бррр!!!!), и бывает, что президент Гамбии.