В мировой десятке
История ПАЗа началась в 1932 году, когда в Павлове для снабжения ГАЗа и других предприятий был построен ЗАТИ – завод автотранспортного инструмента. В начале 50-х годов в Горьком на шасси грузовика ГАЗ-51 построили опытный образец капотного автобуса для пригородного сообщения. Машина оказалась удачной, но поскольку ГАЗ уже был загружен программой легковых и грузовых автомобилей, новое производство решили наладить на ЗАТИ. После модернизации он стал называться Павловским автобусным заводом и в 1952 году начал выпуск новинки под маркой ПАЗ-651. Важным этапом стал ПАЗ-652 вагонной компоновки, освоенный в 1958-м. Спустя 10 лет в результате глубокой модернизации появился ПАЗ-672, а в 1989-м его сменил ПАЗ-3205.
Он и по сей день остается базовой моделью, на которую приходится до 90% выпускаемых машин. Ежедневно с конвейера сходит до шестидесяти различных модификаций. Среди них полноприводная, длиннобазная, школьная, автобус в северном исполнении и другие. Учитывая сравнительно невысокую цену, простую конструкцию, хорошую проходимость и ремонтопригодность, этот автобус еще долго будет востребован в регионах России. Некоторая часть идет на экспорт в Индию, страны Юго-Восточной Азии и Африки. Создается сборочное предприятие во Вьетнаме, которое с будущего года станет выпускать 500–1000 машин. Так что не случайно именно ПАЗ-3205 оказался юбиляром с номером 600 000 – именно столько автобусов вышло из ворот завода за три четверти века.
Конечно, здесь хорошо понимают, что по мировым меркам базовая модель давно устарела. Современный город требует других машин: комфортабельных, просторных, безопасных, динамичных. Им нужны дизельные двигатели, регулируемая пневмоподвеска, низкий пол, мощные системы отопления и кондиционирования. Вопрос, как всегда, упирается в деньги и решить его в одиночку заводу сложно, однако с 2000 года ПАЗ входит в крупнейший машиностроительный холдинг «РусПромАвто», а ныне в «Группу ГАЗ», у которой и средств, и возможностей куда больше.
[caption id="attachment_203852" align="aligncenter" width="150" caption="Здесь в готовый кузов устанавливают всю электрику, стекла, оборудование кабины
водителя и пассажирского салона.
"]
[/caption]В Павлове разработан, доведен до серийного производства, а потом в рамках холдинга передан в Курган заднемоторный автобус «Аврора» ПАЗ-4230 – такие все чаще встречаются на пригородных маршрутах. Еще две новинки в сравнительно небольших пока количествах собирают на главном конвейере и цехе опытно-промышленной сборки – городской низкопольный ПАЗ-3237 и пригородный ПАЗ-3204 (ЗР, 2007, № 10). Из перспективных моделей стоит отметить низкопольный переднеприводный «Сити» ПАЗ-3010 на базе «Фольксвагена-Т5». Другой совместный с бразильской компанией «Маркополо» (Marcopolo) проект – малый городской и пригородный автобус «Реал» (Real) на шасси «Хёндай».
Сегодня на предприятии, занимающем площадь 656 тыс. м2, работает более 5000 человек. В последние годы идет уверенный рост объемов выпуска и эффективности труда. Процессы разработки, производства, гарантийного и текущего обслуживания отмечены сертификатом качества ISO 9001. Правда, средняя зарплата невелика – лишь 9 тыс. руб. Неплохим стимулом служит современное оборудование; так, в нынешнем году введен в эксплуатацию новый окрасочный комплекс «Айземан». Сейчас в Павлове выпускают в год более 12 тыс. малых автобусов; они покрывают до 80% потребности внутреннего рынка в этом классе. Всего же ПАЗ производит до 15 тыс. автобусов тридцати различных моделей и модификаций, что обеспечило ему место в десятке крупнейших автобусных заводов мира. Похоже, в семьдесят пять жизнь только начинается...
ПАЗ-3237
Первый отечественный низкопольник малого класса имеет размеры 7885х2505х 2815 мм; максимальная масса – 10 250 кг. В салоне 17 кресел, полная пассажировместимость 55 человек. По современным европейским требованиям средняя дверь оборудована пандусом для инвалидных колясок, а накопительная площадка в центре салона – специальным креплением для них. Силовой агрегат – рядная турбодизельная «четверка» «Камминс-ISBe», 3,9 л, 150 л.с. (Евро III) и пятиступенчатая автоматическая коробка передач «Аллисон-2100». Особенности ходовой части: дисковые тормоза «по кругу» (конечно, с ABS), рулевой механизм «Чепель», задний мост и независимая передняя подвеска «Раба». Регулируемые пневмоэлементы в подвеске поддерживают постоянный дорожный просвет, а также реализуют функцию книллинга – приседания на остановке, уменьшая высоту пола от земли до 250 мм. В штатную комплектацию входит автономный отопитель «Вебасто», кондиционер по заказу. Стоимость автобуса – около 2,2 млн. руб., ресурс – 1 млн. км. ПАЗ-3237 выпускают малыми сериями на заказ, десяток машин находится в опытной эксплуатации в Мосгортрансе.
ПАЗ-3010 «Сити»
Компактный трехосный низкопольный автобус для тесных улиц мегаполиса и парковых зон. Размеры 7145х2130х 2625 мм, максимальная масса – 4950 кг. В салоне 13 сидячих мест (из них три откидных на центральной площадке), полная пассажировместимость 25 человек. В конструкции использован переднеприводный силовой модуль «Фольксваген-Т5» вместе с частью кабины и передней подвеской, кузов пластиковый на стальном каркасе. Задние пневматические подвески «Френо Аэро» позволяют изменять уровень пола от 340 мм в движении до 250 мм на остановке. Двигатель – расположенный поперечно пятицилиндровый турбодизель (2,5 л, 130 л.с., Евро IV), коробка передач – 6-ступенчатый автомат, тормоза дисковые с ABS. На крыше может быть установлен кондиционер в дополнение к стандартному у водителя. У средней двери есть просторное место для слепых пассажиров – по Правилу 107 ЕЭК ООН в ногах должна помещаться собака-поводырь. Цена автомобиля – около 1,3 млн. руб., ресурс – 1 млн. км. Сейчас оборудуется участок, на котором со следующего года будут собирать 200–300 ПАЗ-3010 «Сити».