Время красных линий

Время красных линий

Большая Академическая, хорошо знакомая тем, кто часто бывает на севере Москвы, относится к магистралям 2-го класса. Тем не менее из-за не слишком просторной проезжей части до стандартных параметров все-таки недотягивает. Улица имеет разную ширину – где-то 12, где-то 13–14 метров, и всего две полосы движения в каждую сторону. При этом потенциал для преобразования у Б. Академической есть. Ее можно слегка «раздвинуть» и выровнять за счет пространства, отмеченного в градостроительных планах «красными линиями», то есть зарезервированного специально для этих целей много лет назад, еще при проектировании.

В одном уровне

По мнению городских властей, время «красных линий» наконец пришло. Генплану поручили выполнение работы под названием «Реконструкция Большой Академической улицы», которая сейчас находится на стадии согласования.

– Мы предлагаем расширить эту 4,5-километровую магистраль до трех полос, а в местах пересечения с улицами Клары Цеткин, Приорова и другими – даже до четырех-пяти, – рассказывает Андрей Манылюк, ведущий инженер НПО-5 НИиПИ Генплана. – Все существующие на ней развязки предполагается оставить в том виде, в каком они есть сегодня – одноуровневыми. По нашим расчетам, даже в перспективе максимальная интенсивность движения здесь не превысит 2,5–3,5 тысячи машин в час в одну сторону, поэтому в какихлибо искусственных сооружениях просто нет необходимости. Первоначально, правда, рассматривался вариант строительства эстакады на стыке с Михалковской, но в конце концов от него отказались. Помимо того что эстакада проходила бы рядом с жилыми домами, она тут не нужна в принципе.

Кроме преобразований на самой Б. Академической, в связи с ее реконструкцией может измениться организация движения на Михалковской улице и в 3-м Михалковском переулке. Как считает г-н Манылюк, его целесообразно сделать односторонним (по Михалковской – только из центра, по 3-му Михалковскому – только в центр).

Паркинг на кругу

Планируется также видоизменить кольцо трамваев 27-го и 23-го маршрутов, которое находится недалеко от путей Октябрьского направления МЖД. На месте нынешнего круга либо чуть ближе к Михалковской установят трансбордер – специальное устройство для разворота трамвая, не требующее много места. За счет сэкономленной площади здесь можно построить перехватывающую парковку на 1000 машиномест, которая в перспективе будет обслуживать Большой Сити (если, конечно, сохранится и заработает остановочный пункт скоростной железной дороги, намеченный в шаговой доступности от кольца).

Существует два проекта этой парковки. Первый предусматривает ее совмещение с трансбордером, при котором она, соответственно, будет иметь только подземный и надземный уровни. Второй проект разработан с учетом того, что механизм все-таки установят чуть в стороне от действующего разворотного круга, и пространство, занятое последним, освободится полностью. Это позволит «прирезать» к паркингу еще и третий, наземный уровень.

Преображение Клары Цеткин

В рамках реконструкции Б. Академической изменится и улица Клары Цеткин (как минимум на участке от пересечения с Б. Академической до Вокзального переулка). Сегодня эта магистраль имеет ширину всего 7 метров и только две полосы, однако за счет все тех же «красных линий» располагает большим резервом. По словам Ирины Глинской, ведущего инженера НПО-5 НИиПИ Генплана, проезжую часть улицы Клары Цеткин вполне реально расширить до 14 метров, обустроив при этом полноценные просторные тротуары.

Кстати, интересы пешеходов генплановцы учли не только в этом пункте. Кроме прочего, на Б. Академической планируется строительство семи внеуличных переходов, как надземных, так и подземных. Но и это еще не все.

Воссоединение

Самая сложная часть готовящегося проекта – соединение Б. Академической и Балтийской улиц, сегодня отрезанных друг от друга путями МЖД Рижского направления. На одном из недавних заседаний правительства Москвы Юрий Лужков высказался за продление тоннеля под Алабяна, Ленинградкой и Балтийской, что как раз и позволит связать территории, разделенные железной дорогой. Именно над этой идеей пришлось трудиться Генплану попутно с расширением Б. Академической. На сегодняшний день существует два варианта такого «воссоединения».

– Тоннель под Ленинградкой, который согласно первоначальному проекту заканчивается между улицами Усиевича и Часовой, предполагается дотянуть до пересечения Б. Академической с улицей Клары Цеткин, – говорит Ирина Глинская. – Его можно либо полностью проложить под землей, чтобы сохранить бульвар на Балтийской, либо, пожертвовав частью последнего, вывести в этом месте на поверхность и пустить по выемке 3–4 метра глубиной. Вариант с открытым участком более экономичен, однако мэр, очевидно, будет настаивать на первом, поскольку тогда не пострадает бульвар с зелеными насаждениями. Протяженность второй очереди тоннеля порядка 1000 метров, глубина залегания – до 10 метров, полос движения – по три в каждую сторону.

Как сообщает г-жа Глинская, в запасе у НПО-5 есть и еще одно, альтернативное решение. «Проскочить» железную дорогу предлагается в том числе и «верхом», с помощью 800-метровой 6-полосной эстакады, поднятой на высоту 9,5 метра. Для этого, правда, придется разобрать несколько путей МЖД (необходимо освободить место для установки опор), но зато стоимость строительства такого искусственного сооружения существенно ниже, чем прокладка тоннеля.

Окончательный вердикт будет вынесен в самое ближайшее время. Впрочем, судя по решительному настрою Юрия Михайловича, его, скорее всего, можно считать решенным.

P.S. Автолюбителям, и без того намаявшимся от перепаханной вдоль и поперек Ленинградки, хвататься за валидол, тем не менее, пока не стоит. Как сообщают в Генплане, все вышеописанные мероприятия «подвязаны» к строительству Четвертого кольца (Б. Академическую готовят к почетной миссии его дублера). По планам эта супермагистраль доберется до севера Москвы только через пять лет. И еще далеко не факт, что через пять, а не позже.

Подпишитесь на «За рулем» в