Cколько стоит монокласс
Необходимое предисловие
Наши гонщики и команды несколько утомились от вечной «гонки вооружений», когда кто-то один обзаводится самым новым и быстрым автомобилем, а все остальные вынуждены за ним тянуться. На такую гонку уходит слишком много средств, а чемпионом, как правило, становится самый богатый, и имя его несложно вычислить еще до начала сезона. Чтобы зрители получали гонку именно пилотов, а не кошельков и технологий, мировой опыт придумал монокласс.
Монокласс - это вещь в себе, зачетная группа автомобилей одной модели, идентичных по уровню подготовки, зачастую и подготовленных одной бригадой мастеров. Гонщики получают равные технические условия. Различаться, по желанию пилотов, могут какие-то настройки, скажем, подвески и амортизаторов, но сами амортизаторы на всех машинах - из одной упаковки. За их «одинаковостью» (а также моторов, трансмиссии, тормозов, применяемого топлива и т.д.) следят технические комиссары. Обман строго карается.
Создатели и «продвигатели» российских (да и зарубежных тоже) моноклассов выбирают базовый автомобиль, отталкиваясь, прежде всего, от доступной цены. Это отнюдь не Lamborghini, даже не BMW. Мало кто из российских гонщиков способен потянуть эксплуатацию такой техники. В кольцевых гонках родился и за два года укрепил позиции монокласс VW Polo. Немецкий малыш показал себя достаточно быстрым и надежным. На очереди - Honda Civic и обновленный Кубок «Лады», где на смену «восьмому» приходит десятое семейство. Эти три независимые компании закрывают широкий ценовой диапазон: ВАЗ-2112-37 - $ 8000, Polo - около 20 «штук», Civic - порядка 30. Если ничего из этого кому-то не подходит, он волен купить BMW 320 за сотню тысяч и на равных сражаться с командой «МТС Эй-Си Рейсинг» в зачетной группе «Туринг».
Боевое крещение
Что касается отечественного ралли, то при всем изобилии зачетных групп в нем образовалась громадная дыра. Добротную раллийную «восьмерку» (с дугами, со всеми делами) на вторичном рынке можно взять за $8000-12000. А следующей стадией развития пилота, если он вырос из народного 1600-кубового класса, долгое время была группа N - аппараты концепции «4х4 - 2 литра - Turbo». Даже убитый в многолетних боях Lancer Evo IV дешевле чем тысяч за 30 вряд ли найдешь. А способные бороться за победы Evo VI или Subaru Impreza STI - это уже от 60 и далее.
Необходимость что-то изменить давно назрела. И ее почувствовал Сергей Успенский, выдающийся наш гонщик и удачливый бизнесмен. Лично попробовав Citroen Saxo в прошлом году и в «заряженном» трековом, и в «выносливом» раллийном варианте, в нынешнем сезоне он учредил Кубок Citroen. И собрал призовой фонд для шестиэтапной серии: в каждой гонке пилоты разыгрывают по $5000. Если стабильно финишируешь, за сезон накопишь приличную сумму. Все гоночные расходы, конечно, не окупятся, но, по крайней мере, хватит на зарплату механикам.
В недрах фирмы «УСервис+" подготовили первые десять Saxo для первых желающих таковые приобрести. Пара таких машин стартовала еще до начала «своего» Кубка, на ралли «Вятка» и «Жигули». А официальное боевое крещение монокласса состоялось в Москве на «Русской зиме»: выехали все десять.
По задумке, это простой, «понятный» и надежный автомобиль. Он построен на базе Saxo VTS, достаточно динамичного даже в серийном исполнении. В спортивную версию установили каркас безопасности, спортивные кресла и ремни. Подняли мощность до 140 л.с., изменив программу управления двигателем, сам мотор полностью серийный (16-клапанный, 1,6 л). Вместо стандартного сцепления - металлокерамическое, более стойкое к нагрузкам. В КП укороченная (с 3,9 до 4,9) главная пара. В задней подвеске усиленные сайлентблоки. Штатные тормозные колодки заменили гоночными Ferodo.
В общем, минимум переделок, благодаря чему примерная стоимость спортивного Saxo - $20000. При том же рабочем объеме он и солиднее 1600-кубовых «восьмерок», и шустрее, причем значительно. Так и должно быть, ведь ВАЗ-2108 - конструкция середины 80-х, то есть при прочих равных условиях уступает современной иномарке по всем параметрам.
При желании можно поколдовать с распредвалом, поставить спортивную коробку, и получится совсем другой Saxo. Правда, он уже не сможет участвовать в Кубке, так как вылезает за рамки его технических требований. По этому пути пошел Тимофей Воробьев, многократный чемпион в зачете 1600 и один из самых быстрых гонщиков страны вообще. Скучновато было бы матерому Тимофею в Кубке Citroen, к которому приобщились, в основном, пилоты молодые, с небольшим багажом раллийного опыта. И на своем Saxo ярославец стал третьим призером «Русской зимы», потеснив несколько полноприводных 2-литровых иномарок.
Первый этап Кубка вышел прямо-таки образцово-показательным. Почти все его участники пережили разные «раллийные» приключения. То дерево попалось близкорастущее к дороге, то сугроб выскочил прямо на траекторию. Тем не менее всего один сход по техническим причинам. А к концу второго дня гонки обнаружилось, что на призы претендуют сразу пять экипажей!
Первым победителем этапа Кубка стал экипаж москвичей Андрея Свиридова и Евгения Вертунова. До сего дня их имена были известны только специалистам. Свиридов раньше выступал на «восьмерке» с мотором 1,3 л и заметных успехов не добился. Так что, если бы эта статья была заказная, ее непременно следовало назвать «Saxo - путь к успеху!» К успеху, конечно, тоже, если у человека нормально взаимодействуют голова и конечности. Но на самом деле Saxo - это просто еще один из возможных путей. И повод рассказать, по каким принципам развивается мировой автоспорт.
Фото Ольги КОРНЕЕВОЙ