Капельница
Напомним, о чем спорили герои задачи. Представьте: машина дымит, картерные газы забивают грязью воздушный фильтр... В таких случаях автомобилисты ведут себя по-разному. Один приступает к ремонту, другой не торопится, решая проблемы «малой кровью». Таковы и наши герои. Федор сделал просто: вывел шланг вентиляции картера под машину, и мотор стал работать лучше... Но его оппонент с действиями приятеля не согласен. Кто прав?
На машине Федора вентиляция картера напрямую связана с воздухофильтром. Так сделано на многих автомобилях, в числе которых и знакомые «Жигули». Хитрости с их вентиляцией известны с тех времен, когда дефицит запчастей и сервиса фантастически подхлестывал нашу изобретательность. Это мы были первопроходцами в езде без тормозов, амортизаторов, с танковыми аккумуляторами, на шинах от электрокаров. Сегодня запчастей и сервисов – навалом, но качество плачевное – отсюда новые Кулибины. Итак, Федин мотор заработал лучше – но верно ли, что беспокоиться не о чем?
Известно, что в исправном двигателе лишь малая часть газов прорывается из камеры сгорания в картер, но с износом цилиндров, колец, поршней утечка усиливается. Картерные газы выносят к воздушному фильтру все больше копоти, масляного тумана – «гармошка» загрязняется, пропускает воздух все хуже, одновременно засоряются воздушные жиклеры карбюратора, да и свечи замасливаются... Мощность мотора падает, расход топлива растет.
А что будет после Фединой «рационализации»? Конечно, доля топлива, недогоревшая в цилиндрах, выброшенная (в составе картерных газов) в атмосферу, полезной работы не совершает. Отсюда дополнительный расход. Но зато продлевается жизнь фильтра, облегчается работа карбюратора, мотор как бы оживает... На впрысковых машинах рядом с патрубком вентиляции датчик массового расхода воздуха. Грязь искажает сигнал – мотор работает хуже. Выходит, и тут отсоединять шланг полезно?
Читатели напоминают Феде, что сам двигатель исправней не стал. В этом состоянии он напоминает тяжелобольного, которого подключили к капельнице, так как на операцию денег нет. Устранять надо причину беды, а не следствие!
Если сама по себе принудительная вентиляция картера исправна (например, не забита отложениями), то отказ от нее ведет к еще большему росту давления газов и немалым потерям масла через сальники и прокладки. Двигатель «потеет» маслом, нынче не дешевым. Еще быстрей выходят из строя свечи. Говоря проще, плюсы от «тюнинга» вентиляции сильно спорят с минусами, хотя мы пока говорили только о вреде для мотора. А это не самое важное.
Дело в том, что газы сильней прорываются через кольца при высоком давлении в цилиндре – иначе говоря, в начальной фазе сгорания, когда поршень только что прошел верхнюю мертвую точку и в цилиндре много недоокисленных, очень токсичных соединений. Даже их отталкивающий запах должен насторожить! Неспроста им перекрывают прямой путь в атмосферу и дожигают при «вторичной переработке» в двигателе.
Однако наших людей отрава не пугает! Главное – заставить машину работать. Такое отношение к проблеме прослеживается и в части ваших писем – тревожный симптом. Нельзя ограничиваться лишь технической стороной дела: скажем, не забыл ли Федя, сняв шланг, заткнуть пробкой патрубок – а то ведь в мотор будет попадать песочек!
Здесь мы, в сущности, привели выдержки из лучших ответов читателей, в том числе призера – Александра Белых. Поздравляем его с победой!