Фотокор Владимир Князев
Да, нынешняя команда фотокоров «За рулем» делает свою работу превосходно. С этим согласятся, пожалуй, все читатели, а между тем еще несколько лет назад «команды» и в природе не было – ее заменял единственный по штату человек с фотоаппаратом и кучей обязанностей. Поспевать с камерой за автомобильными новостями, обеспечивать съемкой обложки и материалы в каждый номер, придумывать, предлагать. Бесконечные командировки, проявка, печать… Четверть века – с 1976-го по 2001-й эту нелегкую журнальную ношу нес Владимир Князев – просто Володя, как мы все его звали. Нес с радостью и полной самоотдачей.
У истоков «зарулевской» фотолетописи стояли хорошо известные в те далекие годы мастера – Аркадий Шайхет и Семен Фридлянд из жургазовской когорты Михаила Кольцова, а после них и вынужденной паузы (в военные и первые послевоенные годы ЗР не выходил) новых имен не появлялось. Фотокора, посвятившего себя автомобильной теме и преуспевшего в этом, журнал в его тогдашнем 35-страничном варианте с более чем скромным гонораром ни найти, ни воспитать не мог. Претенденты приходили и уходили. «Свято место» занял Володя Князев.
Нет, у него не было автомобильных корней, он располагал другим – со школьных лет «тяжело заболел» фотографией. Не излечило поступление в технический вуз – камера оказалась сильнее. Двухгодичный лекторий для фотокорреспондентов в Центральном доме журналиста, непродолжительная работа в периодике – отнюдь не весомый багаж, с которым он пришел в «За рулем». Но именно здесь он нашел свою тему, свое призвание – фоторепортаж с автомобилем в главной роли.
По первому сигналу Владимир готов был мчаться куда угодно, будь то пуск огромного завода или скромная выставка автоаксессуаров, международное авторалли или старты школьников-автомобилистов.
Его приход в редакцию случился в памятное время: ВАЗ уже в строю, автомобильная жизнь в СССР обретает совершенно новые черты. «За рулем» откликается на перемены своими экспедициями, рейдами, встречами, обсуждением возникающих проблем. За всем этим должен был поспевать журнальный «фотоглаз», иначе не донести до читателя масштабы перемен и нашу общую причастность к ним.
Взяв наугад несколько подшивок ЗР разных лет, можно легко представить диапазон князевских работ – от фоторепортажей в нескольких номерах о самом важном до узко практических материалов «на страничку».
Скажем, «Поволжье автомобильное» – фотоочерк, где представлены гиганты ВАЗ, КамАЗ – и утилитарные, необходимые каждому фоторассказы «Как носить ремни безопасности» и «Водитель нажал на тормоз». Не вспомнить даже толики того, что стало объектом его съемок. Назову только отмеченный тогда вниманием читателей фоторепортаж в нескольких номерах ЗР – «Каракумы-2» (1977 г.), когда сотрудники журнала и ВАЗа провели новые «нивы» по маршруту легендарного пробега 1933 года, прочувствовав до конца все прелести песчаной пустыни.
Рассказ о фотокоре Владимире Князеве невозможен без упоминания его любимой темы – автомотоспорта. Здесь он был, можно сказать, вездесущ – первым представлял появлявшиеся у нас тогда мотобол, кросс на легковых машинах, экоралли, мототриал. Особенно ярко проявилось мастерство Володи в фотолетописи «Гонки звезд» на призы «За рулем», которую он блестяще вел с первого старта в 1978 году на Московском ипподроме. Поныне его кадры, запечатлевшие неповторимые моменты гонки и ее героев, мелькают на выставках, появляются в разных изданиях – словом, живут.
Мне не раз приходилось наблюдать нашего Володю в деле – на той же «Гонке звезд», в других соревнованиях, пробегах, на встречах с участием прессы – там, где борьба между фотомастерами за «место под солнцем» для эффектной съемки ведется очень активно. Случалось, что в гуще схватки я не видел Князева, начинал беспокоиться – удастся ли съемка? Напрасно. В положенные день и час на стол ложились отменные кадры на выбор. Владимир обладал удивительным «чувством места», умел найти лучший ракурс, по-своему, нешаблонно построить кадр. Даже самые мобильные сюжеты снимал без суеты и спешки, словно заранее знал, что все получится. И получалось, пока внезапный сердечный удар не оборвал жизнь на отметке 55 лет. Из них двадцать пять были отданы «За рулем».