Как из рога изобилия
Всего полгода прошло с тех пор, как на конвейере ТагАЗа появился вседорожни к «Хёндай-Санта Фе» с приставкой «Классик», а из Таганрога, как из рога изобилия (простите за каламбур), продолжают поступать новости. Уже в начале весны будущего года начнется производство еще одной модели «Хёндай» предыдущего поколения - «Элантра». В 2007 году у завода появилось автобусное и грузовое подразделение, где собирают легкие и тяжелые грузовики, городские и междугородные автобусы «Хёндай». Но руководителям и владельцам Таганрогского автозавода и этого показалось мало - им снова захотелось выпускать машины под собственной маркой!
В течение года, в условиях глубочайшей секретности, ТагАЗ вел переговоры с крупнейшим китайским автопроизводителем SAIC (Шанхайская автомобильная компания). Однако речь шла не о китайских автомобилях, а о марке, которой владеют «шанхайские»: «Саньён». И вот несколько месяцев назад ТагАЗ получил право на сборку трех моделей вседорожников - «Муссо», «Муссо Спорт» (пикап) и «Корандо», несколько лет назад снятых с производства в Южной Корее. В отставку их отправили во многом из-за смены собственника, но оборудование не демонтировали - для ростовчан даже запустили и собрали несколько образцов. А потом все погрузили на суда и перевезли в Таганрог, где на территории бывшего комбайнового завода уже были подготовлены два огромных цеха (окраски, сварки и сборки). В конце ноября, когда я посетил завод, заканчивался монтаж оборудования и специалисты из Кореи вели отладку. На декабрь назначили пуск…
ПОДИМЕНЕМ СОБСТВЕННЫМ
Хотя производство началось только в конце 2007 года, планов на новый год - громадье: выпустить около 20 тыс. автомобилей. К концу года на ТагАЗе хотят собирать по три тысячи автомобилей в месяц (1 тыс. «Муссо» и «Муссо-Спорт» и 2 тыс. «Корандо»).
Таким образом, Таганрогский автозавод становится крупнейшим в России независимым производителем иномарок; правда, все они в своей стране уже сняты с производства.
- Я в этом не вижу ничего страшного, - уверен генеральный директор ТагАЗа Геннадий Ряднов. - Зато это надежные, проверенные и востребованные автомобили! Спрос на них в России даже превосходит возможности нашего завода. Мощности основного корпуса (он введен в 1998 году) уже исчерпаны -в октябре там собрали 10 тыс. автомобилей «Хёндай», а в ноябре - уже 11 тыс. Производственная же мощность завода — 120 тысяч в год, то есть 10 тыс. автомобилей в месяц. Не забывайте, что весной там же, в дополнение к «Акценту», «Сонате» и «Санта Фе», появится «Элантра»!
Собственно, поэтому пришлось готовить два новых цеха для «Муссо» и «Корандо» - моделей тоже неновых, но неплохо себя зарекомендовавших. Все они - довольно большие рамные вседорожники. И если у «Муссо» (и пикапа «Муссо-Спорт» на его базе) - невнятный, по моему твердому убеждению, дизайн, то у «Корандо» вид вполне современный и спортивный. И большой плюс - отличные лицензионные двигатели и коробки передач от «Мерседеса».
- Я совершенно уверен -в России эти модели найдут спрос, особенно на «Корандо», - говорит Г. Ряднов. - Как только мы объявили, что начинаем выпуск этих машин, в первый же день поступило больше 200 заявок!
Но ведь в России уже есть эксклюзивный партнер марки «Саньён» - компания «Северсталь-Авто»; есть и завод в Набережных Челнах, где собираются три современных вседорожника - «Рекстон», «Кайрон», «Актион»… Как удалось «разобраться» с обладателями марки?
- Никаких проблем не возникло, - уверяет Геннадий Ряд-нов. - Чтобы не было разночтений, наши вседорожники будут продаваться под маркой ТагАЗ со вновь присвоенными названиями: «Тагер» (бывший «Корандо»), «Роуд Партнер» («Муссо»).
БЕЗ ПРАВА НА ЛЬГОТЫ
Как ни странно, за 10 лет работы (а первые машины сошли с конвейера ТагАЗа летом 1998-года), завод ни разу не пытался получить льготы по сборке. Несколько лет назад действовал такой режим - «свободного таможенного склада», последние год-два многие фирмы стремились подписать соглашение о пром-сборке… Но все эти веяния обошли самый южный российский автозавод.
- Не по правительственному графику, а в силу собственной необходимости мы пытались и пытаемся найти в России поставщиков комплектующих, - рассказывает заместитель генерального директора по производству Владимир Гелеверов. - Это тяжелейшая проблема. Потенциальные партнеры просто не могут выдержать стабильно все параметры качества. В конце концов, все переговоры сводились к нехитрому: «Инвестируйте в наше производство 1 млн. долл. (10, 20 и т.д.), и мы начнем выпускать отличные детали!» Но у меня такой уверенности нет. И мы продолжаем закупать комплектующие у наших иностранных партнеров, тем более что это гораздо дешевле…
За 10 лет ТагАЗу удалось договориться всего с несколькими отечественными поставщиками (электрожгуты, аккумуляторы, технологические жидкости и т.д.). На самом заводе в три смены работает собственный цех по изготовлению сидений. Вот, наверное, и все отечественные детали в российских «Хёндай».
- Локализация для нас не самоцель; мы можем заниматься этим без оглядки на жесткие сроки, - так считает генеральный директор Ряд-нов. - Но, согласитесь, в любом случае уровень локализации пока никак не сказывается на ценах. Разве у тех, кто пользуется льготами, автомобили стали дешевле? Ничего подобного! Ведь правила игры на рынке в условиях дефицита определяют продавцы. Но скоро все изменится, и слово будет за покупателем. К тому времени срок действия льгот, правда, закончится…
В Таганроге под собственной маркой начат выпуск вседо-рожников «Саньён» предыдущих поколений.
ЧТО ПОЧЕМ?
Уже объявлены цены на вседорожники ТагАЗ. «Тагер» с 2,9-литровым дизелем и механической коробкой (в базе: гидроусилитель, центральный замок, кондиционер, две подушки безопасности, электрозеркала и т.д.) будет стоить от 624 тыс. рублей ($25 000), «Роуд Партнер» (с таким же двигателем и автоматом) - от 710 тыс. руб. ($29 000). По желанию машины можно снабдить самыми разными опциями - от литых дисков до кожаного салона. В ближайшее время в гамме появятся и два бензиновых двигателя - 2,3 л (145 л.с.; от 570 тыс. руб.) и 3,2 л (210 л.с.; от 770 тыс.).