Стать лучшим работодателем
– Г-н Винтеркорн, калужский завод – первый, который вы открываете как глава «Фольксвагена». Что для вас лично значит это предприятие?
– Калуга для меня означает то же самое, что и наши проекты в других странах. Мы пришли в Россию, границы раскрылись! Такое чувство меня посещало в Восточной Европе, когда мы запускали там заводы; именно это чувство сегодня ко мне вернулось.
– Кто будет работать на калужском заводе? Какие модели планируете производить? Проходя по цеху, мы видели «Пассат», «Фабию», «Октавию»…
– Сейчас мы приступаем к сборке SKD (из крупных узлов). А в 2009-м завод должен стать полноценным автомобильным производством. Будет штамповка, окраска, сборочный конвейер. Будут поставщики, которые привезут различные компоненты. Поэтому нам здесь, в этом регионе, требуются инженеры, рабочие высокой квалификации, которые прекрасно разбираются в технике, понимают автомобиль в целом. Нужны люди, которые знают не только как собрать тот или иной узел, но и почему нужно делать именно так. Например, в Венгрии у нас занято более 5000 работников. Мы являемся там лучшим работодателем на рынке и намереваемся стать таковыми в России! (В своей речи на церемонии открытия завода доктор Винтеркорн упомянул проект мюнхенского университета и МГТУ им.
Баумана по созданию технического вуза и призвал реализовать его как можно скорее, пообещав поддержать калужский факультет – ред.)
Вернусь к вопросу о моделях. Сейчас у нас есть «Фольксваген-Пассат», «Джетта», «Шкода-Фабия», «Октавия» (обе версии – новая и «Тур» – ред.). Когда завод выйдет на полную мощность, планируем производить здесь автомобиль, созданный специально для России. Возможно, им станет седан. Осенью 2007-го во Франкфурте был показан концепт Up! («Ап!») компактного класса. Не исключено, что его база, технологические решения послужат основой для будущего российского «Фольксвагена». В любом случае, ваш рынок, на котором в 2008 году может быть продано до 3 млн. автомобилей, призывает нас усиленно работать.
– Я восхищен праздником, который вы организовали. Однако на «ресепшн» нас встречали сотрудницы из Германии: почему вы не доверили церемонию местному агентству? Боитесь, что русские не выдержат ваши высокие стандарты?
– Наши люди, которые уже имеют опыт организации подобных мероприятий на других заводах, работали здесь со своими российскими коллегами. Так что усилия приложили обе стороны. У нас есть определенный стандарт выхода марки на рынок, открытия производства – поэтому мы представили здесь завод так же, как в Европе, Америке – где угодно. Это, кстати, касается и качества автомобилей. Машины, произведенные здесь, будут такими же, что и сделанные в Вольфсбурге.
– Компоненты – острый вопрос для любого производителя, учитывая необходимую локализацию производства. Вы могли бы назвать основных поставщиков?
– У нас есть три крупных партнера, которые хотели бы участвовать в калужском проекте. Вопрос решится в течение ближайших недель. К 2009–2010 году мы планируем 30–40-процентную локализацию. Рассматриваем и местных поставщиков, и глобальных, с которыми давно работаем. Наша цель – как можно более глубокая локализация. То есть не просто штамповать здесь пластиковую деталь, но изготавливать и сам пластик. Почему бы не использовать, например, сделанные в России стекла? Или вспененные материалы? Может быть, такой локализации придется добиваться несколько лет, как было в Чехии, Польше. Мы
приходили и решали эти вопросы. Нам, повторю, нужны инженеры, которые в состоянии это сделать.
– Мечтаете ли бросить вызов «Рено» и построить здесь, на этом предприятии, новый «всемирный» автомобиль? Такой, как «Логан»?
– Мы думаем со временем производить в Калуге более доступные по цене «фольксвагены». Но у нас нет цели производить дешевые автомобили!
– Вы объявили, что в ближайшее время от концерна можно ожидать 20 новых машин. Какая из новинок вам ближе?
– Как пример назову концепт-кар «Спейс Ап! Блю». Это микровэн 3,75 м в длину с электродвигателем и литий-ионными батареями, развивающий новую линию маленьких семейных автомобилей. Он насыщен высокими технологиями; поэтому я и сказал, что в России хотел бы плотно работать с университетами, наукой. У меня есть ощущение, что мы вместе сможем делать кое-что поинтереснее, чем сейчас делают японцы.
– Сколько будут стоить российские «фольксвагены» и «шкоды»?
– Цены ориентировочно останутся на нынешнем уровне: ведь автомобили, которые мы здесь произведем, сыграют определенную роль в окупаемости инвестиций. Нам нужно извлечь прибыль, чтобы инвестировать дальше… и радовать наших клиентов.
– Когда вас в следующий раз ждать в России?
– Теперь буду приезжать чаще. Весной состоится пробный тест-драйв местной продукции. Я лично участвую в таких поездках – проверить, как настроены машины, насколько в них комфортно.
– Неужели вы думаете только об автомобилях, когда едете сюда?
– А о чем же еще я должен думать? Для других вещей у нас есть более молодые сотрудники!
– Добро пожаловать в Россию!