Кафе-мороженое
Кому в морозный вечер не приходилось с трепетом думать: заведется ли машина утром? Вроде бы и автомобили нынче не те, что прежде, и масла, и свечи. Но проблемы остаются.
В климатическую камеру, где можно заморозить или зажарить даже грузовик, мы поставили четыре автомобиля. Три - участники марафона «60 часов за рулем» 2007 года (ЗР, 2007, № 9) - «Чери-Фора», «ФИАТ-Албеа» и «Лада-Приора» - все российского производства. Компанию им составил дизельный «Форд-Фокус 1,8 TDCi». К машинам с таким мотором интерес - особый.
СТУЖА ПО-НАУЧНОМУ
Все автомобили недавно прошли ТО, заправлены маслом, предусмотренным производителем. Условия в климатической камере - даже жестче, нежели в жизни. В таблице указана температура масла. Окружающий воздух - на несколько градусов холоднее. Скажем, когда масло -27°С, на улице, то есть в камере, -34,5°С.
Для достижения нужной температуры в ней несколько часов работает мощный вентилятор. Скорость ветра около 45 км/ч. Передние автомобили остывают немного быстрее задних. Мы берем средние показатели.
При пуске фиксируем время работы стартера. В запасе есть комплекты свечей. Но они, надеемся, не понадобятся.
ХОЛОДНЫЕ ИТОГИ
Результаты теста - в таблице. Безоговорочное первое место завоевал «ФИАТ-Албеа». С первого же эксперимента при -20°С он запустился бодрее всех. Понимая - впереди более серьезные, пороговые температуры, предположили - так будет и дальше. И не ошиблись. Лишь в последнем эксперименте при температуре масла -30°С (в камере почти -35°C!) ФИАТ, запустившись всего через 4 с, сначала заглох. Но тут же завелся так, словно двигатель уже прогрет. Создалось впечатление, что у «Албеа» есть и еще запас!
Второе место - у «Лады-Приора». Хоть и не слишком убедительно, ее двигатель пустился и при -27°С. В последнем 30-градусном тесте не хватило совсем чуть-чуть. В такой ситуации нужен не только опыт, но и везенье. На секунду раньше выключил стартер, работу которого уже сопровождали вспышки, и… на вторую попытку аккумулятора может не хватить. Конечно, 36 с более чем достаточно для пуска. Но мы вне зачета подключили запасной аккумулятор. Бесполезно! Теперь, похоже, залиты свечи. Но, поскольку это лишь следствие плохого пуска, менять их не стали.
Третье-четвертое места поделили «Чери-Фора» и дизельный «Форд-Фокус». Мотор «Чери» очень бодро пустился при -20°С. При -25°С закралось предположение: этот рубеж, хоть и преодолен, но - последний. Так и оказалось. При -27°С аккумулятора хватило на достаточно продолжительные эксперименты. Но работа стартера привела лишь к одиночным вспышкам. В общем, «Чери», похоже, достиг своего температурного порога. Вероятно, мог бы и завестись. Но это, опять же, скорее везение, нежели закономерность.
«Форд» при первой 20-градусной попытке завелся быстро, уверенно, но… заглох, стоило покинуть машину. Вторая попытка привела лишь к редкому «похрюкиванию». Третий заход - «неправильный» - с нажатой педалью оживил автомобиль. Опасение, что запустить двигатель «Форда» при -25°С без нажатой педали не удастся, подтвердилось. Ну а следующая отметка для дизеля оказалась совсем не преодолимой.
Предположили, что причина - в свойствах горючего.
Лабораторный анализ показал: температура застывания топлива - 28°С при норме для зимней «солярки» -35°С. Температура помутнения -6°С. Для летнего горючего норма - 5;°С для зимнего -25°С! То есть, в баке «Форда», заправленного на вполне уважаемой столичной колонке, - некий гибрид между зимним и летним топливом. Ближе - ко второму. Увы, опасения тех, кто приглядывается к дизельным машинам, небезосновательны! Проблемы, особенно в межсезонье, возможны.
МОРОЗНЫЕ СОВЕТЫ
Не боясь прослыть банальным (ведь эта или следующая зима для кого-то - первая), повторю несколько простых правил, актуальных для очень холодной (под -30°С) погоды.
Если двигатель не подает признаков жизни через 4-8 секунд работы стартера, вероятно, в автомобиле (речь о современных впрысковых моделях), затаилась неисправность. А значит, не исключено, что в самый сильный мороз завести его не удастся. Крутить коленвал стартером более 15-20 с непрерывно - бессмысленно. Даже если были вспышки, но мотор не пустился, перед следующей попыткой надо терпеливо подождать минуту - полторы. Напоминаем, горит не бензин - горят его пары. Короткого времени достаточно, чтобы топливо испарилось и образовался некий топливный заряд. Если после второго сеанса ничего не получилось, третий, скорее всего, приведет к тому, что свечи придется менять. «Просушить» их зимой на машине практически невозможно. Хотя такой режим во многих впрысковых автомобилях предусмотрен. Если утопить педаль газа в пол и крутить стартер, бензин поступать не будет, а свечи станут обдуваться поступающим извне воздухом.
Если мотор не пускается, но есть стабильные вспышки, можно, не выключая стартера, попробовать помочь двигателю, нажав педаль газа. Но дело это тонкое: велика вероятность ухудшить ситуацию, опять же, залив свечи. Нужен определенный опыт.
Разумеется, накануне зимы следует озаботиться состоянием аккумулятора и свечей, соответствующим (для средней полосы - 5W30,5W40) маслом.
Варианты подогрева поддона картера, антифриза, установки в мотор горячих свечей и прочее рассматривать не будем. Современному исправному автомобилю в средней полосе это и не нужно. Но что для уверенного пуска в самые лютые морозы важно - хранить тепло, забывать не следует.
Масло в работающем даже пять минут двигателе нагревается уже примерно до 40°С, а остывает гораздо медленнее. Правда, для зарядки аккумулятора нужно, чтобы мотор работал дольше, хотя бы до достижения рабочей температуры. Так что прогретый поздно вечером мотор - залог запуска утром. Неэкологично, конечно, но в крайнем случае желательно в стороне от жилья - допустимо. Кстати, раньше бывалые закутывали мотор в старые телогрейки и одеяла. Неэстетично, но тепло двигатель сохранял дольше.
Впрочем, при крепких, но не лютых (около и даже чуть ниже -30°С) морозах хорошо приспособленный к нашим условиям, исправный автомобиль и без ухищрений порадует уверенным пуском. Что и доказал наш опыт.