Братья по разуму
НА ЗАПАД ПОЕДЕТ ОДИН ИЗ НАС…
…А другой - еще дальше. Презентации обеих машин проходили в далеких теплых краях; впрочем, стоило вернуться (одному с Канарских островов, другому из Калифорнии), чтобы тут же обнаружить «Ленд Крузер» сначала в волгоградском автосалоне, потом на московской улице… «Тойоту» продают в России (вперед Европы, кстати!) с конца минувшего года: 2,2 млн. руб. за бензиновую версию, на 12 тыс. руб. дороже дизель; в феврале-марте появится в автосалонах «Лексус». Вот и первое отличие! Остальные поищем на пыльных дорожках далеких стран.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?
Холмы красноватой каменистой пустыни (пейзажи соседней планеты!) уводят караван «лендкрузеров» все выше. Узенькую грунтовку наискось пересекает полуразвалившаяся каменная стенка, когда-то служившая основой изгороди. Аккуратно пропускаю острые камни мимо бортов, вот сейчас пора крутануть баранку, чтобы красиво обогнуть препятствие… Стоп машина! Кто-то впереди опять прорезал боковину шины, ему на выручку спешит пикап с грузом колес. Ветер снаружи такой, что выходить нет ни желания, ни сил. Ну вот, тронулись. Кряк, хрусть, бряк!! Забыл про камни под правым бортом, поехал прямо… Результат на фото - и в голове: дорогу надо помнить, ничто не должно отвлекать от препятствий!
Вот, например, крутой, очень крутой спуск: на дизельной машине нажимаем клавишу DAC (Downhill Assist Control) в дополнение к пониженной передаче - хрустя тормозами, «Лендкрузер» степенно, как грузовой лифт, опускает повисших на ремнях пассажиров к подножию холма. А вот обратная функция - помощи при троганье в гору - разочаровала: пока переносишь ногу с тормоза на газ, машина успевает откатиться, потом пытается затормозить, потом опять ерзает на склоне… Поневоле торопишься «дать коксу» и выскочить наверх, благо тяги нового 4,5-литрового дизеля на бездорожье хватает с избытком. Мотор, кстати, специально для России «ухудшили»: он выполняет всего лишь Евро III и развивает 235 сил вместо исходных 286… Свою первую дизельную «восьмерку» фирма считает чемпионом по экономичности среди одноклассников; впрочем, на пересеченной местности расход все равно зашкаливал за 20 литров. Одна из изюминок конструкции - электро-, а не вакуумный привод поворота лопаток турбины, работающий и точнее, и быстрее. Тем самым удалось повысить производительность нагнетателя.
Нет, не может быть! На эти камни, образующие подобие взорванной лестницы, автомобиль не заберется. Но вот инструктор (увы, других за руль не пустили) на бензиновой машине подбирается к гряде, включает нижний ряд трансмиссии, блокировку дифференциала и поворачивает рукоятку Сrаwl Control (crаwl - англ. «ползать»): теперь вездеход самостоятельно, независимо от внешних условий, будет поддерживать заданную низкую скорость. Водителю остается только руль! Ловко же он им орудует, чуть не по пояс высовываясь в окно - я, засмотревшись, не заметил, как мы одолели глыбы, проделав то, чего не может быть. Оказывается, может.
А ЗАЧЕМ?
Затем, что «лендкрузеры» уже более 50 лет делают то, во что неподготовленный зритель верит с трудом. И этот, восьмого поколения, «Ленд Крузер 200» (или V8 - ведь теперь под капотом только такие моторы) готов, как и предшественники, удивлять проходимостью. Правда, современную машину со всеми атрибутами комфорта жалко, да и стоит она столько, что иногда дешевле пройти грейдером дорогу или нанять вертолет.
И поэтому едва ли в России эти вседорожники нюхнут настоящего пороху: им уготовано 90% времени ездить по асфальту. Нам же во время тест-драйва оставили на него всего 10%: погнали?
Не горячитесь! Во-первых, скорость ограничена, а во-вторых, не так-то просто разогнать 3-тонный универсал: бензиновому мотору это удается и лучше, и тише, но забыть, что вы за рулем крупного вседорожника, не даст ни этот силовой агрегат, ни тем более дизель. А вот повороты даются на удивление легко: готовишься уже скользнуть по сиденью к близкой средней стойке кузова или опереться на широченный подлокотник – глядь, вираж уже позади. Крены, конечно, есть, но я ждал куда больших. Спасибо устройству KDSS.
После песчаных дюн, которые также оказались в распоряжении организаторов тест-драйва, после скал, извилистого серпантина, ровного асфальта и каменистого берега Атлантики осталось столько впечатлений, что трудно, пожалуй, выделить главное. Уважение к машине? Недоумение частой периодичностью ТО (10 тыс. км для бензиновой машины)? Попытка понять, кому адресован автомобиль? И насколько длинный век вообще суждено еще прожить настоящим вседорожникам?
Но если бы мне еще разок предложили пройти тем же маршрутом на любом автомобиле, я выбрал бы дизельный «Ленд Крузер». Хотя бы для того, чтобы переехать ту чертову изгородь, не повредив порог!
НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ
У прежнего «Ленд Крузера 100» тоже был двойник: «Лексус-LX470». Эту парочку мы опробовали ровно 5 лет назад (ЗР, 2003, № 2). Так и сегодня: новые автомобили выходят парой и основные компоненты у них одинаковы. Лучше поискать отличия.
Во-первых, двигатель и коробка передач. Если в предыдущем поколении у «Тойоты» и «Лексуса» были одинаковые бензиновые моторы, то теперь у престижной марки двигатель почти на 80 л.с. мощнее. Рост мощности и крутящего момента достигнут увеличением хода поршня на 18 мм, при котором рабочий объем двигателя вырос ровно на литр. Чтобы максимально эффективно использовать потенциал агрегата, в паре с ним работает шестиступенчатая гидромеханическая коробка передач, которой теперь можно управлять и вручную. Результат: время разгона до 100 км/ч сократилось на 1,7 с. На максимальную скорость оглядываться не стоит - она ограничена принудительно, впрочем, на очень достойном уровне 220 км/ч.
Во-вторых, адаптивная гидропневматическая подвеска с мудреной аббревиатурой Х-AHC+AVS. Теперь она умеет не только приподнимать и опускать кузов (по команде водителя или в соответствии с режимом работы трансмиссии), но и автоматически выбирает режим демпфирования амортизаторов в зависимости от дорожных условий. А еще - препятствует кренам, клевкам и раскачке автомобиля, поскольку ее демпфирующие элементы связаны гидравликой по диагонали.
В-третьих, куча «мелочей» внутри и снаружи. Начиная от видеокамер, обозревающих слепые зоны с четырех сторон автомобиля, и заканчивая 9-дюймовым экраном для задних пассажиров (единственная опция «Лексуса»). А еще - отделка салона деревом бубинга, растущим в экваториальной Африке; его отличают насыщенный красновато-лиловый цвет и изысканно тонкая текстура.
НА ХАЙВЕЙ С РАНЧО
Этот «Лексус» умеет ездить по бездорожью! Переехать канаву, подняться на крутой холм по грунтовке с промоинами - не вопрос даже без пониженной передачи. От диагонального вывешивания спасает зависимая задняя подвеска, которая на бездорожье ведет себя куда лучше независимых. Когда ее возможностей не хватает и при переезде очередной промоины два колеса повисают в воздухе, жесткая блокировка межосевого дифференциала уже не помогает - в дело вступает противобуксовочная система A-TRC. Так что забраться проблемы не составило.
Если в дополнение включить наружные камеры, спрятанные в зеркалах заднего вида, можно рассмотреть каждый камешек под правым колесом. Для «офф-роуда» в калифорнийском стиле, когда основное препятствие - большие валуны и требуется точно выбирать траекторию, чтобы не повредить автомобиль, это отличное подспорье.
В Америке сильно не погоняешь, но извилистые дорожки среди холмов попадаются. В комфортном режиме подвески «Лексус» на них ощущается тяжелым автомобилем и основательно кренится, но при этом не сильно склонен к раскачке. В положении «спорт» крены уменьшаются, но ощущение «тяжести» не в силах преодолеть ни мотор, ни подвески - все время кажется, что едешь медленно. Упс! Это же мили, а 60 - значит, почти 100 км/ч!
На калифорнийском фривее № 5 отдыхать подвескам не приходится. Бетонное покрытие выложено плитами, которые немного «гуляют» по высоте. Впрочем, это я заметил, только когда поравнялся с БМВ, водитель и пассажир которого забавно трясли головами, будто войдя в транс от какого-то забойного шлягера. «Зависнув» в плотном потоке напротив полированной, как зеркало, цистерны, рассматриваю отражение своего автомобиля. Да, мои колеса тоже скачут, а кузов не шевелится!
Кажется, я понял секрет привлекательности этого автомобиля. Когда вы внутри, вас абсолютно не волнует то, что обычно докучает снаружи - ни дороги, ни шум, ни пыль, ни солнце. Под голубым небом Калифорнии в нем царит покой буддийского храма. «Лексус» - персональный островок в мире житейских проблем, а не боевой конь завоевателя. По крайней мере, на этом континенте.
ОСЕЙ СКРЕЩЕНЬЕ
Немалые ходы подвесок - залог успешных внедорожных упражнений: даже на очень серьезных ухабах колеса не теряют связи с грунтом. Спереди ход сжатия увеличен на 11 %, отбоя - на 18%; общий ход передних колес достиг 230 мм. Однако на высокой скорости внедорожные подвески ухудшают управляемость… Проблему решает KDSS (kinetic dynamic suspension system): устройство автоматически изменяет характеристики передних и задних стабилизаторов поперечной устойчивости с помощью гидроцилиндров. В случае одностороннего крена при движении по ровной дороге в гидроцилиндрах, соединенных трубопроводами, поддерживается постоянное давление. Это позволяет стабилизаторам работать в обычном режиме, ограничивая крен кузова на приемлемом уровне. При перекрещивании осей (обычное дело на бездорожье) давление в гидравлической системе падает и стабилизаторы отключаются. В результате подвеска совершает полный ход без всякого противодействия, обеспечивая высокую проходимость.
ОРКЕСТР МАРКА ЛЕВИНСОНА
Он включает шестидисковый чейнджер с возможностью читать DVD и CD практически с любыми форматами записи, 19 динамиков, звуковой процессор 7.1… Здесь можно не только смотреть голливудские блокбастеры с умопомрачительными звуковыми эффектами, но и наслаждаться аудиофильскими записями в формате DVD-audio - для тех, на чей вкус фирменные CD оцифрованы слишком грубо. Впрочем, даже если ваши уши избалованы звуковым хай-эндом, порой не повредит прослушивание «плебейских» МР3 и даже VMA-файлов. Сам «Страдивари от электроники», живой и здравствующий Марк Левинсон относится к сжатым форматам без высокомерия. Словом, вне зависимости от источника звучание системы будет приятным. Проверил собственными ушами, которые, несмотря на 37-летний срок эксплуатации, еще неплохо отличают нелинейные искажения от фазовых.
Toyota Land Cruiser 200 - даже консерваторы стремятся к прогрессу. В дополнение к новому шасси поколение восьмое получило целый арсенал электронных систем для преодоления бездорожья. Престижный Lexus LX 570 предлагает еще более широкий набор средств комфорта, нисколько не поступаясь проходимостью. А уж проверять ее или нет - дело хозяев «тойот» и «лексусов»…..