Немножко плохо - это норма. Пока…..
ПАРТИЯ ЖМЕТ НА ТОРМОЗ
Китайцы прекратили удивлять мир громкими заявлениями о великих скачках. Они эти скачки совершают. В ушедшем году Китай закрепился на третьем месте в мире по производству автомобилей, оставив позади Германию. Притом что первый автомобиль здесь собрали лишь в 1956 году - кстати, советский ЗиС. А сейчас сравнивать темпы роста автопроизводства в России и в Китае даже не стоит.
Между прочим, партийные функционеры КПК отнюдь не в восторге от столь широкого скачка. Когда число предприятий, производящих автомобили, приблизилось к 400 (случилось это еще в 2006 году), партия сказала - хватит. Автопром ответил: «Есть!».
Власть по-прежнему жестко контролирует развитие промышленности, пытаясь пресекать губительные, с ее точки зрения, тенденции. Так, в конце прошлого года был подвергнут жесткой критике первый секретарь Шанхайского обкома КПК. Дело в том, что Шанхай - экономическая столица Китая, но, по мнению ЦК, город развивается слишком быстро, заметно опережая средние для страны темпы. Нехорошо как-то… Насколько далеко зайдут оргвыводы, понять пока сложно.
ПИРАТСТВО ПО-КИТАЙСКИ
В 2007 году в КНР число предприятий автопрома сократилось до 130. На них производили 260 легковых моделей более 90 марок.
«У китайской автомобильной промышленности свой путь развития, - считает директор департамента промышленности Госсовета КНР Фэн Фэй. - В отличие от Японии, США или той же Европы, где базу автомобильного производства составляют местные производители, у нас основу заложили иностранные компании, а уже на их фоне развиваются китайские марки».
При этом власти здесь не церемонятся с иностранными партнерами. Стоит инвесторам не выполнить какое-либо из обещаний, как они рискуют тут же потерять контроль над построенным заводом. Акции иностранцев выкупаются по рыночной цене, а иностранных хозяев вежливо, но настойчиво просят «выйти вон». Казалось бы, западные бизнесмены должны остановить всякое сотрудничество, но, как ни странно, инвестиции и технологии продолжают идти в Китай.
Производители иностранных машин, по сути, мирятся с узаконенным пиратством, когда китайские заводы выпускают слегка измененные копии популярных моделей. В позапрошлом году автомобили, «похожие» на «Хонду CR-V», здесь выпускали 12 фирм. Отстаивая авторские права, «Хонда мотор» направила 14 исков, однако ни одно из судебных разбирательств не принесло японской компании успеха, -они лишь добавили «клонам» популярности. Даже логотипы местных производителей часто напоминают западные.
В Пекине мне довелось пообщаться с крупными российскими дилерами из Приморского края. По их мнению, европейцам, американцам и японцам просто не выдержать ценовую конкуренцию с китайскими машинами. К примеру, новая китайская «копия» американского грузовика стоит менее 40 тыс. долларов, тогда как подержанный «чистокровный американец» обойдется в 100 тыс. долл.!
По признанию российских предпринимателей, главная проблема совместного бизнеса - это стереотипы китайской стороны. Там до сих пор сквозь пальцы глядят на мелкие нарушения как в финансовых и документальных частях сделок, так и при соблюдении технологии производства. Фразу, характеризующую отношение к тонкостям технологий, можно перевести с китайского так: «Немножко плохо -это нормально». Отсюда и анекдотичные случаи при эксплуатации машин, и ставшее уже притчей во языцех «китайское качество». Можно, конечно, пафосно возмутиться. Но, положа руку на сердце, разве не по тому же принципу мы оцениваем продукцию отечественного автопрома? А ведь китайцы куда быстрее нас учатся на своих и чужих ошибках…..
От международного преследования, как ни странно, местный автопром спасает… государственная политика. То есть той же «Хонде» необходимо подавать иск не на конкретного «пирата», а через свои государственные органы на китайское правительство. А с правительством КНР никакое государство ссориться не хочет.
РОССИЯ - ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ
На первой российско-китайской автомобильной конференции в Пекине огласили данные по экспорту машин из КНР: наша страна в 2007 году стала крупнейшим потребителем китайского автопрома! Однако не стоит объяснять успехи соседей лишь тем, что в огромной России нарасхват любой товар, был бы подешевле. Российские потребители год от года становятся все более взыскательными, и китайцы к качеству собственных автомобилей предъявляют повышенные требования. Более того, многие китайские производители сегодня отказываются от традиций «пиратства» и принципа «так сойдет».
К примеру, третья по объемам продаж китайская компания «Чери» вышла два года назад на российский рынок с тремя популярными моделями, похожими как две капли воды на «Дэу-Матиз», «Тойоту-RAV4» и «СЕАТ-Толедо». Ныне «Чери» декларирует новую политику на внутреннем и мировых рынках.
Компания покупает в развитых странах не только новые технологии, но и приглашает людей, которые могут «привить» эти технологии на местных предприятиях, а также разработать новые, совместные проекты. Так в дизайн-бюро «Чери» в городе Уху трудится группа специалистов, которые прежде работали в дизайн-центрах «Форда». На перспективные автомобили устанавливаются не лицензионные двигатели «Мицубиси» прошлых лет, а современные моторы ACTECO (разработанные «Чери» совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL).
Любопытно, что в своей идеологии «Чери» пытается уйти от национальной привязки марки. Скажем, в новом дилерском центре компании в Пекине я не обнаружил никакой «китайской специфики»! Напротив, вызвавшая мой восторг чайная комната оказалась рудиментом - в европейских центрах «Чери» о КНР будут напоминать лишь надписи под капотом самих машин - «Сделано в Китае».
Но, как выясняется, и эта примета может исчезнуть! Крупнейшие производители «новой волны» совместно с российскими партнерами строят заводы в России и налаживают здесь производство своих марок.
На сегодняшний день китайские автомобили не составляют настоящей, жесткой конкуренции традиционным отечественным автомобилям, но это только начало. В ближайшие годы китайские производители собираются сделать основной упор на качестве машин и удобстве сервиса. И если кто не верит, что китайцы смогут избавиться от недостатков, то стоит вспомнить историю развития китайского ширпотреба. Американские джинсы в Америке больше не шьют…