Завидна участь пассажира
Автобусный салон BusWorld - самый представительный в Европе. Нынешний, а он проходит один раз в два года, оказался и самым крупным. На площади 50 000 м2 выставили около полутысячи самых разных автобусов - продукцию 350 компаний из 33 стран. Большинство участников, конечно, европейцы; на их стендах было немало новинок. Лейтмотив - улучшение безопасности, экономичности и экологичности пассажирского транспорта.
Мировые премьеры от «Сетры» - два лайнера серии «ТопКласс 400»: трехосная «Сетра-416 HDH» и двухосная «Сетра-415 HD». Последняя удостоилась Большого золотого приза и специальной награды за инновации в сфере безопасности. К слову, с момента появления бренда «Сетра» в 1951 г. выпущено уже 90 тыс. автобусов. Премьера от «Ирисбаса» - лобастый туристический «Маджелис». Любопытно, что в его полугодовых испытаниях приняли участие 118 водителей и 520 пассажиров. Представленная двухосная версия HD лишь первая ласточка, в нынешнем году появится трехосный HDH, а всего у «Маджелиса» будет четыре варианта длины и два - высоты. А престижный приз «Автобус года-2008»
(Coach of the Year) получил комфортабельный «Вольво-9700».
Больше трех десятков экспонентов прибыло из Турции. «Темса» показала две новинки - междугородный «Турмалин-Интерсити 12» и многоцелевой «Сафари RD» для коротких, средних и длинных маршрутов. Китайцы, уже оккупировавшие российские выставки, в Европе пока выступают скромно - из крупных производителей присутствовал лишь «Кинг-Лонг» да пяток поставщиков комплектующих. Зато был пассажирский «ФИАТ-Дукато» от израильского «Меркавима» - эта компания примечательна тем, что выпускает бронированные автобусы.
Россию в Кортрейке впервые представляло предприятие «Волжанин» со своим огромным алюминиевым «СитиРитмом» (ЗР, 2007, № 10), способным вместить 143 человека. К слову, 15-метровый автобус ставили в павильон… подъемным краном, разобрав крышу! Были и наши соседи по СНГ. На стенде Минского автозавода - два низкопольных МАЗ-206 и МАЗ-203 для города и пригорода, удовлетворяющих, в зависимости от исполнения, экологическим нормам Евро III, IV или V. Львовский автобусный завод представил городской ЛАЗ-А183, а вот стендисты словно претендовали на приз за скрытность - информацию приходилось буквально вытаскивать клещами. Интерес к европейскому рынку не случаен - присутствие на нем не только почетно, но и свидетельствует о высоком качестве продукции, стимулирует развитие передовых технологий. Глядишь, и соотечественники скоро получат общественный транспорт не хуже европейского.
Лучший автобус года (Coach of the Year 2008) - комфортабельный туристический «Вольво-9700» представлен сразу в двух версиях. Двухосная (размеры 12 300х2550х3600 мм) имеет 49 кресел, трехосная крупнее - 13 800х2550х3750 мм и вмещает 57 + 1 пассажира. Шестицилиндровый двигатель «Вольво-DH1 2E» развивает 340,380,420 или 460 л.с., коробка передач «I-Шифт» (I-Shift) второго поколения.
Приз в руках у президента и генерального директора Volvo Bus Corporation Хакана Карлссона (Hakan Karlsson): «Мы очень рады, что «Вольво-9700» стал «Автобусом года-2008». Это подтверждает, что мы идем правильным путем».
Новинка от голландской компании VDL -12-метровый городской низкопольный «Ситеа» (Citea). Высота порогов у всех трех дверей 340 мм, 27 + 2 откидных, 30 или 32 кресла, максимальная пассажировместимость 100 чел., полная масса 18 000 кг. Двигатель «Камминс-ДАФ» 6,7 л, 250 или 310 л.с., расположен в корме слева продольно, четырехступенчатая автоматическая коробка передач «Фойт» или шестиступенчатая ZF, мосты ZF, рулевое управление TRW.
В Кортрейке дебютировал туристический «Маджелис» (Magelys) от компании «Ирисбас-ИВЕКО». В зависимости от длины (12,2 или 12,8 м) он вмещает в трехзвездном исполнении 48 или 52 пассажира и имеет багажные отсеки объемом 9,5 или 10,8 мз (с туалетом). Полная масса 18 000 кг, двигатель «Курсор 10» 10,3 л, 380 л.с. (Евро IV) или 450 л.с. (Евро V), коробка передач ZF 6-ступенчатая механическая, а с более мощным мотором и 12-ступенчатая автоматическая.
В отличие от большинства конкурентов, у «Маджелиса» сохранена водительская дверь слева. Причина простая - в Италии (а «Ирисбас» входит в итальянский концерн FIAT) скоростные дороги платные, и если не удается подъехать к терминалу оплаты вплотную, достаточно приоткрыть дверь, а не обегать автобус кругом.
Оригинальная внешность «Неоплана-Сити Лайнер» немецкой компании «НеоМАН» отмечена призом за эстетику. Трехосник длиной 13 м вмещает 50 пассажиров в четырехзвездной версии и 55 в трехзвездной, объем багажных отсеков 10,4 м. Двигатель МАН D 2676 LOH 480 л.с., коробка передач 12-ступенчатая автоматическая МАН TipMatic Easy Start.
Флагман компании МАН - обновленный трехосный 13,8-метровый туристический «Лайонз Коч L Суприм». Двигатель D26 12,4 л/480 л.с., коробка передач 12-ступенчатая автоматизированная «ТипМатик», 57 мест. С 2002 года продано 2 тыс. двух- и трехосных автобусов серии «Лайонз Коч».
Турецкая «Темса» продемонстрировала междугородный «Турмалин-Интерсити 12». Размеры 12 000х2550х3300 мм, объем багажных отсеков 4,5 мз, двигатель ДАФ PR 228 (Евро V), мощностью 310 л.с., автоматическая коробка передач ZF 6HP594C, 45+4 места для сидения.
В экспозиции МАЗа два низкопольника. МАЗ-206: размеры 8650х2550х2930 мм, полная масса 13 200 кг, мотор «Мерседес-Бенц» 177 л.с., вмещает 72 человека (25 сидячих мест), цена 70-75 тыс. евро. МАЗ-203: размеры 12 000х2550х3100 мм, полная масса 18 000 кг, моторы «Мерседес-Бенц», «Дойц» 231-290 л.с., имеет двух- и трехдверную модификации, рассчитан на 100-105 человек (26-36 сидячих мест), цена от 115 тыс. евро.
Особенность низкопольного английского «Оптеа-Соло» - вынесенные к самому бамперу передние колеса, что позволило избавиться от громоздких арок внутри салона. Модель имеет шесть модификаций длиной 7,1 -10,2 м, с 23-37 креслами и максимальной вместимостью 33-58 человек. Двигатель («Мерседес» 154 л.с., «Камминс» 201 л.с. или МАН 177 л.с.) расположен в заднем свесе, коробка передач «Аллисон».
Испанская компания «Индкар» на грузовых шасси строит малыми сериями небольшие автобусы, в том числе такие элегантные экскурсионные. На фото - «Маго-2 Кабрио» (Mago-2 Cabrio) на шасси ИВЕКО с мягким убирающимся верхом. Размеры 8870х2490х3160 мм, полная масса 10 000 кг, мотор «Ивеко» 5,9 л/160 л.с., 34 пассажирских места.
Встраиваемый в трансмиссию электрический ретардер - это, по сути, мощный дисковый тормоз, в котором неподвижный суппорт с обоймой из раздвигающихся электромагнитов расположен между двумя вращающимися дисками.
Гибридная силовая установка: дизельный двигатель «Вольво-D5» 210 л.с./800 Н.м, электромотор-генератор 160 л.с./800 Н.м, автоматическая 12-ступенчатая коробка передач «I-Шифт» (12 передач вперед и 4 назад, интервал между заменами масла - 36 месяцев или 400 тыс. км). Гибридная установка позволяет в городском цикле уменьшить расход топлива на 35%, снизить выбросы вредных веществ и шум, а на коротких участках можно двигаться только на электротяге.
Ведущий портальный мост «Арвин-Меритор IPA2G» с бортовым редуктором и смещенным в сторону главным предназначен для низкопольных городских автобусов. Имеет несколько вариантов конфигурации; дорожный просвет 127 мм, передаточное отношение 4,11…. 9,79. На фото модификация с односкатными покрышками «Супер Сингл», вертикальным или горизонтальным расположением тормозных цилиндров.
Датская компания «Брондум-Ситц» предлагает радикальное решение для отдыха пассажиров в дальней дороге - подушки сдвигаются вперед и вниз, поднятые спинки образуют второй ярус и кресла Easy Chair Vision 2000 преобразуются… в двухъярусные лежаки.
Чаще всего такие багажные кофры служат для перевозки лыж. Этот, марки «Карспид», - один из самых маленьких, объемом всего 1,8 мз, навешивается на корму микроавтобуса типа «Мерседес-Спринтер». Кофры для больших автобусов достигают объема 3,5-4,0 мз и вмещают до 2т груза.