Фандорин посшибал бы все «мигалки»!

Фандорин посшибал бы все «мигалки»!

- Георгий Шалвович, можно ли кого-то из ваших героев считать неким виртуальным эталоном настоящего мужчины? Что ему нужно – «состояние, автомобиль и душистые усы» или что-то еще?

– Главные отличительные черты настоящего мужчины, по-моему, – не пасовать перед сильными и не давить слабых. А наличие или отсутствие денег, усов и даже (да простит меня ЗР!) автомобиля – несущественно. Если говорить о моих героях, то самое большое уважение лично у меня вызывает не супермен Эраст Фандорин, которому быть героем нетрудно, а его внук, наш современник Николас – обычный «ботаник». У него нет навыков японского мордобоя и железных мускулов, но тем не менее он умеет защитить и себя, и других.

– Трое бьют одного – ваш герой бросается на помощь. Представим ту же ситуацию сегодня: наш современник едет мимо. Нужно ему останавливаться?

– Нужно. Хотя и понимаю, что очень не хочется.

– Фандорин-Неймлесс увлекается автогонками и конструированием автомобилей. В наши дни в автоспорте мелькают известные лица из шоу-бизнеса, но вот конструированием не занимается никто. Почему?

– В стародавние времена автолюбителям приходилось все делать самим, потому что машины были просты в устройстве и несовершенны. Сегодня один и тот же человек вряд ли может быть одинаково талантлив и как спортсмен, и как конструктор.

– Ваш герой создал «самоходный мототрипед», улучшив детище самого Бенца. И мотор у него «втрое», и скорость выше... Это что – завуалированная мечта об отечественном автомобиле?

– Да, мечта. Потому что жалко отечественных производителей. Ни черта-то у них, бедных, не клеится. Только и умеют, что лоббировать свои интересы через таможенные пошлины.

– А зачем Эрасту Петровичу понадобилось менять пневматические шины на цельнолитые? Это же явный шаг назад: тяжеленные, да и всю душу вытрясут… Чем он руководствовался?

– Состоянием тогдашних дорог. По булыжной мостовой все равно натрясешься, зато колеса целее будут.

– Алеша и Лавр Константинович ездили на «Руссо-Балте». Это проявление патриотизма или осознанный выбор в пользу надежной техники?

– Название красивое, нравится. Да и машина была вроде неплохая. А еще на Русско-Балтийском заводе выпускали первый в мире многомоторный аэроплан «Илья Муромец».

– Продолжая тему «Руссо-Балта»: его жизнь прервалась раньше времени – война, революция... Сегодня это имя для многих, как красивая легенда. К тому же бренд недавно обрел новых хозяев – сказка может получить современное воплощение. А вот, к примеру, та же «Тойота» – ее просто покупают, без легенд. Что ближе вам – тиражированная надежность или одиночная легенда?

– Для меня автомобиль – средство передвижения, и точка. Стало быть, я – за практичность и надежность.

– Ваш герой «оглушительно гудит в клаксон» – а вы сами?

– Стараюсь ездить вежливо и сигналю, только чтобы предупредить другого об опасности. Правила, бывает, нарушаю – есть такой грех. Но так, чтобы никого не напрягать. Например, могу припарковаться в неположенном месте, если никого не «запираю» и не мешаю проезду. Если ездишь по Москве, ангелом быть не получается, увы!

– Вы – знаток японской культуры. Включают ли ваши пристрастия и японский автопром или есть иные предпочтения?

– У меня никогда не было японских машин – так уж получилось. Мне важен дизайн автомобиля, а «японцы» кажутся внешне скучноватыми – больше по вкусу «английский» стиль.

– А что такое для вас «автомобиль умопомрачительной красоты»?

– «Морган». Я, конечно, на нем ездить не стану: немолодой дядя в открытом элегантном автомобиле выглядит довольно глупо. Но всякий раз, когда вижу «Морган», провожаю его взглядом и чувствую примерно то же, что Довлатов, который писал: борюсь с пошлым желанием носить на пальце золотой перстень.

– Окажись тот же Фандорин за рулем в сегодняшней Москве – как бы он ездил? Платил бы штрафы, давал бы взятки?

– Я думаю, что в нашем абсолютно хамском трафике он подавал бы пример джентльменской езды. Все жду не дождусь, когда же войдет в моду пропускать выезжающих, уступать дорогу, не гонять зигзагом. А еще Фандорин из своего верного «герсталя» посшибал бы к лешему все «мигалки».

– Герой едет мимо городового – мол, «рожа глупая». А у нынешнего?

– Умная. Интеллигентная. Заботливая. Бескорыстная. Где их только таких находят, да еще в таком количестве?

– В «Статском советнике» Фандорин отказался от должности московского обер-полицмейстера – дескать, неизбежны карьеризм и несвобода. Но своим поступком он освободил место именно карьеристам!

– Это проблема, над которой я и сам ломаю голову. Подозреваю, что главная беда нашей страны состоит в том, что честные и порядочные люди сторонятся «грязной» среды. От этого мерзавцам, подхалимам и ворам полное раздолье на госслужбе. Когда-нибудь Фандориным все-таки придется навести там чистоту и порядок.

– «Если живешь в государстве, надо либо его беречь, либо уезжать». Вы с этим согласны?

– Да. Но «беречь» не означает пресмыкаться или подлаживаться. Польза государства и польза начальника – не одно и то же. Чтобы «беречь государство», иногда приходится идти наперекор государственным деятелям.

– Ваш Фандорин – противник демократии. «Демократический принцип ущемляет в правах тех, кто умнее, талантливее, работоспособнее, ставит их в зависимость от тупой воли глупых, бездарных и ленивых, потому что таковых в обществе всегда больше». Возразите ему с современных позиций!

– Когда Фандорин это сказал, он был юн и малоопытен. Демократия – далеко не идеальная форма организации общества. Но ничего более эффективного и справедливого человек пока не придумал. Главный плюс демократии – в том, что она защищает права слабых, часто за счет сильных (здоровых, богатых, ярких). Но ведь слабых и надо защищать. А если ты сильный или тебе повезло в жизни, то будь щедрым и великодушным.

– «Государство – это не дом, а скорее дерево. Его не строят, оно растет само, подчиняясь закону природы, и дело это долгое. Тут не каменщик, тут садовник нужен». Можно ли распространить эту мысль на наш автопром? Что там растет?

– По-моему, наш автопром нужно или вообще прикрыть, переориентировав исключительно на сборку иностранных моделей, или перестать валять дурака и вложиться в него по-настоящему. И финансово, и кадрово, и интеллектуально. Сделать пускай одну модель, но зато уж лучшую в мире. Например, надежный и недорогой автомобиль для «зимней» езды. Или крепкий, удобный грузовик для езды на большие расстояния по хреновым дорогам.

– Писатель – сродни таперу или все-таки реально влияет на жизнь?

– В прежние времена писатель был у нас учителем жизни, пророком, властителем дум. Сегодня, по-моему, художественная литература на общество влияет очень мало. И – слава богу. Беда, если все снова начнут втихомолку, прячась под одеяло, читать самиздаты-тамиздаты, ища в них ответ на главные вопросы. Это мы уже проходили. Меня роль тапера, аккомпаниатора жизненной «картинки», вполне устраивает. Кому нравится моя музыка, слушает. Кому не нравится – вокруг полно других таперов.

– Может нам помочь Бог или мы ему неинтересны?

– Наше дело – самим не плошать. Надеяться на Бога можно, но рассчитывать нужно только на себя. По-моему, так.

Подпишитесь на «За рулем» в